Конгресс «Беспилотные системы»

28 марта в Координационном центре Правительства Российской Федерации состоялось совещание организационного комитета конгресса «Беспилотные системы»,

От идеи к решению!

В столице Пермского края прошел форум «Россия — спортивная держава», в рамках которого было проведено шесть деловых мероприятий Международного

Секреты натуральных газонов для стадионов от гринкипера Москвы

Профессиональные секреты от хранителя футбольного поля

Текст: Владимир КОЛОСОВ

Специалистов по спортивным газонам называют «хранителями полей» или проще – «гринкиперами». Новый термин довольно быстро прижился на российском рынке спортивной индустрии, и теперь дело за малым – внедрить в российской практике знания, накопленные лучшими гринкиперами мира. Прежде всего, сделать это необходимо для того, чтобы ранней весной и поздней осенью российские футбольные поля хоть немного отличались от картофельных. После своего выступления на конференции UNISAW в Москве один из легендарных гринкиперов мира и английского ФК «Портсмут» Мэтт Фрост любезно согласился обсудить с редакцией Sport Build наиболее актуальные проблемы индустрии натуральных футбольных газонов.

Sport Build: Господин Фрост, Вы выращивали и укладывали натуральные газоны на стадионах 20 стран мира, обслуживали несколько Олимпиад на основе собственных разработок и методик. Каковы универсальные правила работы гринкиперов и секреты их мастерства?

Мэтт Фрост: Результаты работы гринкипера не нуждаются в дополнительной аттестации – для этого достаточно выйти на футбольное поле. Если футболист почувствовал себя на нем во всех отношениях комфортно, то это значит, что гринкиперу за проделанную работу можно поставить высокую оценку. Когда 30 лет назад я стоял у истоков этого бизнеса, многое приходилось заимствовать у специалистов, которые готовили поля для гольфа. Считалось, что именно этот королевский вид спорта нуждается в полях самой высшей категории, а для того же футбола сойдут абсолютно любые «поляны». Мне с группой коллег удалось создать некий идеальный образ футбольного газона на основе лондонских стадионов «Уэмбли» (еще до реконструкции) и «Арсенал», которые и положили начало новой методике. Это – нечто среднее между агрономией и стрижкой газонов.

 

SB: Какой из многочисленных реализованных Вами проектов можно назвать самым большим «вызовом» с точки зрения состояния поля?

МФ: Порой приходилось спасать газоны в совершенно безнадежном состоянии. В этом плане, для меня самым большим вызовом является стадион «Сан Сиро» в Милане 20-летней давности. Поле на нем тогда отличалось низкими игровыми характеристиками, быстро изнашивалось, в результате недостаточной плотности травы и ее влажности мяч после удара уходил с заданной траектории, а сцепление игроков с поверхностью вызывало затруднения при смене направления бега и, особенно, при прыжках. Игроки и тренеры «Милана» справедливо выдвигали ряд требований к качеству поля, руководство стадиона также проявляло в этом отношении принципиальность, так что перед нами стояла очень серьезная и ответственная задача.

Для начала, нашей проектной команде удалось уговорить руководство стадиона и клуба приобрести дополнительную систему освещения – именно для выращивания травы. В то время подобные системы еще не использовали так массово, как сейчас. А с учетом плотного графика матчей на «Сан Сиро» (примерно 3 игры в неделю) необходимо было в первую очередь увеличить темпы роста травы и ее естественного восстановления. Параллельно мы подобрали оптимальный состав удобрений и биостимуляторов, которые позволили изменить энергетический баланс и стимулировать микробиологический рост растений. Прежде всего, нам было важно сбалансировать ростовые характеристики и презентабельность газона. По своему опыту, могу сказать, что далеко не всегда здоровое растение имеет привлекательные презентационные характеристики.

И еще один немаловажный факт заключается в том, чтобы придать растениям энергию – кислород. Проще говоря, любому растению нужна аэрация. Обычно на футбольных полях я применяю дополнительную аэрацию с вспрыскиванием под высоким давлением. Эта процедура крайне необходима после обновления дерна, поскольку традиционный способ аэрации кернами в большинстве случаев губителен для дерна толщиной 35 мм.

 

SB: Много ли проектов в Вашей практике были связаны с Россией?

МФ: После подготовки к проведению финала Лиги Чемпионов в «Лужниках» в 2008 году у меня не было проектов непосредственно в России – были проекты в Азербайджане, Белоруссии и Молдове. Но после выхода на пенсию я сосредоточился исключительно на делах клуба «Портсмут» – а конкретно, отвечаю за состояние газона на его стадионе. Все мы знаем, что впереди у России мировой чемпионат – это очень непростой турнир. В процессе подготовки к нему многому приходится учиться на ходу, а масштабы проблем несопоставимы с обычными внутренними играми. Но что касается футбольных полей, зритель видит лишь верхушку айсберга – саму игру, но не принимает во внимание многочисленные тренировки, процедуры открытия и закрытия турнира, концерты рок-звезд. Все эти мероприятия ведут к постепенному вытаптыванию газона, образованию разреженных участков и размытию разграничительных линий. К слову, я часто лично провожу эти самые линии белого цвета на поле и тщательно слежу за их толщиной. Возвращаясь к теме России, интересный факт заключается в том, что одна из типичных национальных черт англичан – это самоуверенность. Мы всегда уверены в том, что любое событие Англия способна провести лучше всех в мире – но скажу по секрету: это не всегда соответствует действительности. Тем не менее, в Англии до сих пор уверены в том, что ЧМ-2018 мы бы провели лучше русских. Я желаю всем удачи здесь в России, поскольку содержание футбольного поля в хорошем состоянии – очень непростой бизнес.

 

SB: У вас не возникает чувства ревности к производителям искусственных газонов, которые постепенно отвоевывают позиции у традиционных гринкиперов, выращивающих натуральную траву?

МФ: Я уже 30 лет от них выслушиваю «приговор» натуральным газонам и многочисленные «оды» химии и синтетическим волокнам. И что? Идут годы, а наши позиции на рынке по-прежнему сильны. Природу не обманешь никакой синтетикой! Еще один веский аргумент, который приводят «искусственники», заключается в дороговизне – как самой натуральной травы, так и ее обслуживания. Так вот, когда Лионель Месси поскользнулся во время игры и сломал мизинец на руке, сумма его медицинской страховки составила 300 млн евро. Это звучит на грани здравого смысла, но ровно столько же стоит самое дорогое футбольное поле в мире! Я не шучу. Более того, в указанную сумму входят все зарплаты агрономов и стоимость необходимого оборудования. Так что, нет ничего нереального в том, чтобы приобрести себе футбольное поле с натуральным газоном хорошего качества, и все рассуждения о его дороговизне – не более чем мифы. Нередко в разговорах с руководителями клубов упоминание об искусственном газоне звучит как оправдание плохой игры: ну да, мы сегодня проиграли из-за того, что поле было синтетическим. То есть, порой это даже выгодно – на синтетику всегда можно списать плохие результаты, в том числе и своей работы. Я не знаю ни одного футболиста, который добровольно выбрал бы искусственный газон, если рядом расположено поле с естественной травой. Конечно, речь идет о качественном газоне – если же натуральное поле находится в плохом состоянии, то футболист пойдет тренироваться на искусственное. Но дело даже не в этом. Сейчас индустрия дошла до того уровня, когда у нас не осталось права на ошибку – нам ничего не прощают! Если мы хотя бы на несколько дней перестанем ухаживать за своим полем, нам это сразу же припомнят сторонники «химии». Конечно, мы чувствуем постоянный прессинг со стороны производителей искусственных газонов. И я представляю, как вам сложно выращивать натуральную траву здесь в России, когда полгода на земле лежит снег. В ближайшие десять лет вам необходимо совершить настоящую революцию в этой области, в противном случае искусственные газоны полностью оккупируют ваш рынок. Но меня часто поражают результаты, которые люди в вашей стране добиваются значительно быстрее других. То, на что в Европе уходят десятилетия, вы умудряетесь делать за считанные годы. Когда я впервые приехал в Россию в 1980-х, тут вообще ничего не было. На некоторых стадионах было какое-то оборудование по уходу за газонами, но часть его была закуплена у одного производителя, часть у другого, а что-то вообще не работало. Не было системы как таковой. Сейчас все это уже есть.

 

SB: Насколько климатические условия России совместимы с качественными футбольными газонами?

МФ: Возможно, Вас несколько удивит тот факт, что в России траву выращивать даже проще, чем в том же Азербайджане, где ни один из сортов, необходимых для футбольного поля, просто так не растет. Климат там можно описать как отчасти континентальный с жарким влажным летом и холодной сухой зимой. Свои проблемы есть у гринкиперов и в Таиланде, и в Малайзии, где мне также доводилось работать на футбольных полях. Там в течение года приходится выращивать траву в трех абсолютно разных климатических условиях: «жарко», «очень жарко» и «экстремально жарко». Но не сама температура убивает газон, а высокая влажность – трава постоянно, как бы, «потеет» и теряет форму. В России – по крайней мере, центральной ее части, лично я не вижу больших проблем с выращиванием качественных футбольных сортов травы. У вас одна проблема – футболисты! Нет, я не к тому, как они играют, – это оставим спортивным комментаторам. Я имею в виду то, что поле вытаптывают, матчей на стадионах проводят больше, чем положено по регламенту, не всегда правильно закрывают газон при организации массовых концертов и т.д. Перефразируя популярный у англичан анекдот про пожарных, если бы футболисты вообще не выходили на поле – это был бы идеальный вариант для гринкипера. Но они выходят и, более того, играют на результат! Поэтому нам приходится укреплять основание, создавать «гибридные» поля, а в натуральный газон вшивать синтетические нити. Я всегда уделяю повышенное внимание удобрениям – и для каждой географической местности они разные. Но главная идея моей концепции заключается в том, чтобы стремиться «назад к природе» – нужно все делать так, как бы природа сделала сама, без вмешательства человека.

 

SB: Вас нередко можно заметить с граблями в руках. Это и есть «возвращение к природе» в Вашем понимании?

МФ: Вы совершенно правы. Я настоятельно рекомендую для ухода за футбольными полями обычные грабли – желательно, прорезиненные. Их можно купить в любом хозяйственном магазине. Действительно, меня часто можно застать на стадионе «Портсмута» с граблями в руках – я люблю это занятие. Любой гринкипер должен «чувствовать» свое поле, каждую кочку, каждый квадратный сантиметр. И именно самые обычные прорезиненные грабли позволяют это сделать! Возможно, этот нехитрый метод времяпрепровождения позволяет мне успокаивать свои нервы и поддерживать физическую форму. Например, за последние несколько лет я сбросил около 20 кг. Этот «дедовский» метод гораздо эффективнее многих современных машин, вес которых довольно критичен для состояния газона – колеса и ролики оставляют на нем глубокие следы. По своему опыту скажу: грабли как самое дешевое в мире орудие за 6-8 проходов по траве в различных направлениях способны заменить 6-8 проходов на машине по футбольному полю! Граблями очень легко достать у корней мертвые растительные остатки и сориентировать стебли травы в строго вертикальном положении для их правильного роста.

 

SB: Семь лет назад в России начали проводить внутренний футбольный чемпионат по системе «Осень-весна». Считаете ли Вы это решение оправданным, учитывая климатические условия в большинстве регионов страны?

МФ: Абсолютно! Я знаю, что в последнее время в России выросло число сторонников возврата к старой системе проведения первенства, но мне кажется, что обратной дороги нет. Улучшились результаты выступлений российских клубов в еврокубках, но дело даже не в этом – внутренний футбольный чемпионат и сезон на европейской арене должны совпадать по срокам. Если вашему клубу предстоит играть в Европе в феврале, а внутреннее первенство начинается только в марте, то с большой долей вероятности можно утверждать, что клуб провалит европейскую миссию. С точки зрения болельщиков система «Осень – весна» тоже выглядит более привлекательно: между чемпионатами получается не один большой перерыв, как это было при системе «Весна-осень», а всего два маленьких перерыва, что позволяет «оставаться в тонусе». Например, выступил твой клуб неудачно в чемпионате – а уже через несколько недель начинается новый сезон, и особых поводов для огорчений у болельщиков нет. Так что моя точка зрения заключается в том, что система «Осень – весна» более логична во многих отношениях.

Секреты натуральных газонов для стадионов от гринкипера Москвы

Поделиться новостью:

VK
Telegram

Запрос обратного звонка

Забыли пароль? Восстановление пароля