Ловим лыжников правильно
Говоря о безопасности на склоне, в голову приходит сразу несколько идей из разных областей: это медики, инструкторы, подъемники, оползни, люди из МЧС и т.д. Но сегодня речь пойдет не об этом. Вылетевших по разным причинам за пределы трасс лыжников вылавливают практически так же, как и рыбу в пруду – сетями и подобными системами, о которых есть резон поговорить более подробно.
Прежде всего, есть несколько способов обеспечения безопасности на лыжной трассе, которые в целях удобства классификации разделили на 3 класса:
- Системы безопасности класса А;
- Системы безопасности класса В,
- Ограждающие системы и определяющие маршруты, которые чаще называют классом С.
В любом случае, перечисленные выше системы обычно сопровождаются целым рядом вспомогательных элементов, включая защитные маты, сигнализационные вешки, а также широкий спектр информационных знаков, предупреждающих и определяющих маршруты.
Класс А
Наиболее современная и сложная система – класс А. Эта система соответствует самым строгим требованиям Международной федерации лыжного спорта (FIS). Состоит система из стальной конструкции (как правило, опор, закрепленных на бетонном фундаменте) и улавливающих сетей, установленных при помощи сложной системы растяжек и стальных канатов, которые крепятся к земле.
Сетку обычно туго натягивают под прямым углом на необходимом расстоянии от конструкции. Ее миссия заключается в том, чтобы удержать незадачливого лыжника, поэтому очко у такой сетки составляет 510 см, а диаметр каната – не менее 5 мм. Иногда в нижнюю часть сетки монтируют элементы из ткани ПВХ высокой плотности.
Опоры систем располагают на расстоянии 45 м, а сама сетка в зависимости от опоры имеет высоту 34 м. Система класса А обычно используется на извилистых горнолыжных трассах с высокой степенью наклона либо с целью ограждения скал, обрывов и узких проходов. В зависимости от типа используемых конструктивных опор система класса А подразделяется на L, C и OB.
Класс В
Основу конструкции класса В представляют поликарбонатные или ПВХстолбы, соединенные веревочной сеткой. Столбы из ПВХ или поликарбоната (обычно диаметром 48 мм и высотой 2,5 м) размещают на расстоянии от 1 до 1,5 м от поверхности земли. Сетка имеет 2 м в высоту, диаметр шнура – 3,5 мм и более, а очко с минимальным диаметром 7 см. Представленная система также соответствует требованиям FIS. Нередко во время соревнований задействуют 23 подобных системы для обеспечения максимальной безопасности.
Класс С
Системы этого класса также относят к ограждающим и определяющим маршруты – особенно на тех участках, где лыжники непосредственно не подвергаются опасности, исходя из особенностей территории. Система класса С также используется для ограждения поверхности в пределах стартовой платформы подъемников. Система представлена легкими ограждающими сетками, не превышающими 1,2 м в высоту, которые расположены на столбах из поликарбоната, ПВХ или стеклопластика. При этом высота самих столбов не превышает 1,61,7 м. К этому же классу относят простые в эксплуатации сетки с интегрированными палками – как правило, небольшой длины и объединенные с помощью рукавов из ПВХ. Сети данного класса часто называют «сетями быстрого реагирования»: благодаря непромокаемой конструкции их можно постоянно держать в снегу, перемещая на нужный участок склона. Как правило, политика быстрого реагирования наиболее востребована на склоне, опасных местах трассы, в очередях на подъемник и в радиусе работы ратрака.
Вспомогательные элементы
Тем не менее, ни одна система «вылавливания» лыжников не в состоянии эффективно функционировать без специальных вспомогательных элементов. Каждая лыжная трасса должна быть надлежащим образом размечена, предупреждая тем самым лыжника о всевозможных опасностях, перекрестках и разъездах. Знаки для разметки трассы, которые невозможно обнести ограждающей сеткой, обычно выкладывают специальными матами. Примем, это относится ко всем обозначенным в данной статье классам систем – А, В и С.
Защитные маты
Важным элементом эффективной защиты лыжных трасс являются именно защитные маты. И хотя практически на всех горнолыжных склонах установлены столбы подъемников, фонари, гидранты, распределительные коробки для подключения снежной арматуры или жесткие ограждения, – все они требуют должны быть защищены особым образом. Например, чтобы мат выполнял свою функцию, важно обратить внимание на его габариты, степень амортизации и способы крепления. В отличие от альпийских склонов, на российских чаще всего используют маты из ПВХ соответствующей плотности. Их минимальная толщина составляет 10 мм, хотя принцип определения оптимальных габаритов мата предельно прост: он должен охватывать всю высоту препятствий, а в случае наличия высоких элементов (тех же осветительных столбов) его высота не должна быть ниже 200 мм.
В последние годы приобретают популярность плоские односегментные маты (100 x 200 x 10 см). Их главное преимущество заключается в гибкости, поскольку они могут быть установлены на препятствиях совершенно различного типа.
Специалисты рекомендуют складные и многосегментные модели: они легче монтируются и в целом отличаются большей эффективностью. Они попросту незаменимы для элементов, к которым должен быть обеспечен постоянный доступ – например, к гидрантам для оснежения.
Менеджеры ГЛК нередко используют маты для размещения на них рекламы – качество печати на ПВХ позволяет это делать достаточно легко – даже на фонарных столбах.
Знаки и схемы
Неотъемлемой частью безопасности горнолыжных трасс являются всевозможные знаки, которые для удобства подразделяют на:
- Информационные;
- Предупредительные;
- Запрещающие;
- Указательные.
В зависимости от материала изготовления, все знаки делят на твердые (из ПВХ или алюминия), установленные на поликарбонатных либо деревянных столбах, а также мягкие – их обычно печатают на специальных материалах и размещают на сетке. Например, мягкие виды знаков обычно устанавливают между столбами из ПВХ или стекловолокна на резиновых стропах. Они являются абсолютно безопасными для посетителей курорта, и их можно обнаружить даже в самом центре горнолыжной трассы.
Наряду с защитными ограждениями, указательными и предупреждающими знаками горнолыжные склоны должны также иметь соответствующие информационные щиты. С помощью схем туристы получают возможность легко ориентироваться в данном районе, быстро выходить на трассы разной сложности, знать места расположения спасательных служб, подъемников, кафе и гостиниц.
На посадочных станциях канатных дорог рекомендуется вывешивать правила поведения катающихся на склонах, требования по безопасному использованию подъемников, информацию по состоянию различных трасс, погоде, а также расписание работы канатных дорог. Зоны катания обозначаются ограничительными вехами или разграничительными сетками, которые устанавливаются по краям трасс, образуя в том числе «границу ответственности» службы горнолыжных трасс. Радиофикация горнолыжных трасс обеспечивается слышимостью по всей их длине.
Также на трассах размещают домики спасательной службы. Это делается с таким расчетом, чтобы в любую точку трассы помощь приходила не позднее, чем через 1015 минут после поступления сигнала тревоги. В «спасательном» домике хранится необходимый инвентарь – сани, одеяла, шины и веревки, а также медикаменты, шанцевый инструмент и прочий реквизит, необходимый для выполнения работ на склоне. Кроме того, правила безопасности предусматривают применение искусственного освещения при использовании трасс в темное время суток.
Градация трасс
Для любого горнолыжного курорта существует установленный минимум требований с целью организации безопасного катания на склонах – в полном соответствии с принятыми международными нормами. Например, у нижних станций подъемников горнолыжников необходимо информировать о степени трудности трасс, которые их ожидают наверху. По сложности трассы маркируются (по возрастании степени трудности): «зеленая», «синяя», «красная» и «черная». Еще при проектировании трасс следует позаботиться об устранении опасных мест, а граница безопасного катания должна иметь четкий и хорошо читаемый в любых погодных условиях ориентир.
В целях предупреждения незаметных препятствий либо опасностей на трассах или вблизи них рекомендуется устанавливать предупредительные знаки. Нумеровать трассы следует по порядку – слева направо, начиная от долины вверх. При этом каждая трасса должна иметь свои дистанционные марки, что облегчает ориентировку и организацию поисковых работ в чрезвычайных ситуациях.
О «закрытых» и «открытых» трассах катающихся необходимо информировать внизу у канатных дорог, и при этом обязательно нужно предупреждать горнолыжников о наличии лавиноопасных склонов. На трассе должна постоянно действовать спасательная служба, экипированная необходимым снаряжением и оборудованием. Кроме того, спасателилыжники должны осуществлять систематическое патрулирование по склонам.
Открытие или закрытие трассы объявляется только горнолыжноспасательной службой. После закрытия склона спасатели должны убедиться, что на склонах никого не осталось. Также необходимо отметить, что эвакуацию пострадавших с горы необходимо производить быстро, со своевременной доставкой в медпункт. Если при сооружении горнолыжных трасс не удается избежать опасных участков, то следует прибегать к строительству защитных ограждений – например, в качестве таких ограждений рекомендуется использовать сеткиуловители. Перед опасными препятствиями устанавливаются защитные маты. Сооружение защитных ограждений обязательно перед скалами, камнями, деревьями, столбами, опорами и другими препятствиями, в местах крутых спадов и обрывов, а также виражей «под снос» (на выпуклом рельефе).
Не только трассы, но и всевозможные лыжные тропинки, пути подъезда к подъемникам, трассам, кафе и гостиницам необходимо изначально планировать с максимальным расчетом на удобство и безопасность. Аналогичным образом строятся серпантины спусков по крутым склонам: полки долж ны быть достаточно пологими и не слишком узкими, чтобы на них легко можно было тормозить, разъезжаться и делать. SI