Антон Харитонов – глава перспективной компании «ХИКА», которая занимается установкой холодильного оборудования и его обслуживаем сразу в нескольких сферах. Это яркий пример того, как бизнесмены могут обращать кризисные ситуации на рынке в свою пользу. ДЕЛО Харитонова развивается, несмотря на санкционное давление. В интервью Sport Build он рассказал, как грамотно диверсифицировать и развивать бизнес в ситуациях, которые принято считать кризисными.
Антон Харитонов,
Технический директор компании «ХИКА»
— С чего возникла идея зайти на рынок холодильного оборудования?
— Мы начинали как сервисная компания на рынке холодильного оборудования. Сначала это касалось пищевых производств, потом поняли, что ниша холодильного оборудования, которое охлаждает жидкость, довольно узкая – в ней мало грамотных специалистов, способных предложить нормальные условия. Мы начали в этом развиваться, а потом плавно ушли в ледовую тематику.
— Что подтолкнуло?
— Здесь помимо холодильных установок важен еще климат, системы водоочистки и сопутствующие инженерные системы. Мы зашли на этот рынок, начали набирать клиентов на обслуживание. Потом уже у нас начали запрашивать оснащение объектов холодильными системами под ключ. Строится ледовый дворец, а мы поставляем туда холодильное, вентиляционное оборудование и водоподготовку.
— И все это вы производите самостоятельно?
— Холодильное оборудование (чиллеры) мы собираем сами. Что касается вентиляционного, то у нас есть партнеры, которые помогают. Какие-то узлы они монтируют самостоятельно, остальное мы делаем своими силами.
— Компоненты, на которых производится холодильное оборудование – российского производства?
— Заменить все отечественной продукцией невозможно. Производства компрессоров в России нет. Какие-то элементы мы заказываем за границей. Если нам нужны теплообменники, в России есть поставщики, к которым мы можем обратиться.
— В чем заключаются конкурентные преимущества вашей компании?
— Оценив рынок, мы поняли, что на нем слишком мало энергоэффективного оборудования. Холодильник производит холод, а тепло, которое он вырабатывает, просто выбрасывается в атмосферу. Мы же в своем базовом комплекте предлагаем систему утилизации тепла – рекуперацию. Плюс ко всему, мы используем высокотемпературные хладагенты (фреоны), которые позволяют собрать больше тепла.
Параллельно мы начали предлагать клиентам установку этой системы рекуперации на уже существующее оборудование. Она включает в себя теплообменники, насосную систему, подключение к инженерным сетям. Все это мы делаем под ключ. Помимо того, что эту систему нужно смонтировать, учитывая все законы физики, необходимо еще правильно подобрать компоненты.
— Требуется индивидуальный проект под каждый объект?
— У нас есть и стандартные проекты. К нам обращаются с запросами по стоимости и сроку окупаемости. Если объект топится электричеством, то срок окупаемости составляет шесть-восемь месяцев. Если объект топится газом, то тут получается подольше – в районе двух лет.
— Почему система рекуперации важна?
— В летний период она помогает разгрузить холодильное оборудование – давление снижается, ресурс продлевается благодаря тому, что машина работает в более щадящем режиме.
— Какие еще услуги вы предлагаете клиентам?
— Весной к нам обратились представители ледового дворца – у них сломалась система управления. Мы им предложили установку своего контроллера с системой удаленного доступа. Раньше людям приходилось ехать на объект в любое время суток, чтобы изменить или проконтролировать параметры работы оборудования. С системой удаленной диспетчеризации у них появилась возможность все делать через приложение в телефоне. При возникновении проблем можно быстро понять причину и устранить ее.
— Я правильно понимаю, что санкционное давление сыграло на руку вашей компании? Для вас открылись новые двери на рынке. Ведь вы можете обслуживать импортное оборудование, которое уже не поставляется.
— Да, совершенно верно. Плюс ко всему, сейчас мы налаживаем контакты с компанией «Сигнетикс» из Санкт-Петербурга. Она производит контроллеры. Сейчас пока используем итальянские. Мы еще до санкций закупали у «Сигнетикс» оборудование, проверяли – как оно работает. По соотношению цена-качество это отличный вариант для импортозамещения.
— Вы упомянули итальянские контроллеры. То есть проблем с доставкой из-за санкций не возникло?
— Пока все приходит стабильно.
— Но в ближайшее время импортозамещение наверняка потребуется.
— Мы хотели самостоятельно производить теплообменники. У нас появился инвестор, который мог вложить деньги в это направление. Но из-за большой загруженности нам пришлось приостановить процесс. Что касается компрессов, то производить их самостоятельно очень тяжело. Тут важна точность при изготовлении. Нужно наладить производство, сделать пробные партии, устранить недостатки и т.д. Это не быстрый процесс.
— Как обстоит дело с конкуренцией на вашем рынке?
— На каждого покупателя найдется исполнитель. Есть крупные компании, которые работают с объектами мирового уровня. Мы же сотрудничаем со средними и небольшим катками. При этом у нас есть свой проектный отдел, мы сотрудничаем с НИИ холодильной промышленности.
Также мы развиваем энергоаудит. К нам могут обратиться представители объекта с жалобой на слишком большое энергопотребление. Мы приезжаем, выявляем проблемы и объясняем заказчику – как их решить, предлагаем разные варианты.
— По факту получается, что это научное бюро, которое помогает в том числе получить новых клиентов.
— Да, причем в разной тематике. Мы начинали с пищевой промышленности, а потом постепенно перебрались к спортивным объектам. Для нас не проблема работать в обеих сферах.
— Каков спрос на ваши услуги? Сейчас строится много ледовых арен по всей стране, потребность в холодильных установках возникает и у открытых катков.
— Да, открытые катки у нас тоже закупают оборудование. Среди них есть и государственные объекты. Сейчас мы участвуем в строительстве новой арены, поставляем туда оборудование. Еще две холодильные установки у нас стоят в производстве. Мы аккуратно подходим к своим обязательствам – не разбрасываемся обещаниями и лишнего на себя не берем.
— То есть запросов больше, чем возможностей у компании?
— Да, иногда приходится честно говорить людям, что загрузка максимальная, в этом году не получится. Мы сейчас заходим в один дворец на проектирование. Они хотят поменять систему управления – вывести все в один диспетчерский пункт. Я считаю, что это правильно. У них будет сидеть один человек, который следит за всеми инженерными системами и принимает решение о вызове того или иного специалиста в случае необходимости. Это непростой проект, который требует включения максимальных ресурсов.