Конгресс «Беспилотные системы»

28 марта в Координационном центре Правительства Российской Федерации состоялось совещание организационного комитета конгресса «Беспилотные системы»,

От идеи к решению!

В столице Пермского края прошел форум «Россия — спортивная держава», в рамках которого было проведено шесть деловых мероприятий Международного

Практическая экология и экологичная практичность

Первый в истории Международный спортивный форум «Россия – спортивная держава» состоялся в Казани в 2009 году. Девятый по счету форум также пройдет в столице Татарстана с 8 по 10 сентября этого года. Символическое возвращение «на историческую родину» главного делового мероприятия спортивной индустрии страны произошло далеко неслучайно и в полном соответствии с новым девизом: «Территория спорта. Территория побед».

О чем реально заботятся «зеленые», и кто «танцует Грету»?

Сегодня буквально на каждом шагу можно услышать слова «декарбонизация», «зеленая энергетика», «циклическая экономика» и т.д. Повсюду нас окружают «зеленые» листочки и кружочки. Что ни баночка – то «ORGANIC», что ни трактор – то «NATURAL», а «ECO-продукция» нефтехимической промышленности «нежно заботится о нашей коже». «Зеленых» товаров становится все больше. При этом лесов, которые естественным образом очищают нашу планету от CO2, с каждым годом становится все меньше. Вместе с зелеными листочками и кружочками на полках магазинов, в океанах появляются рукотворные острова из мусора, которые видны из космоса. Самый большой «мусорный остров» на планете уже достиг размеров Франции. Фонд Билла и Мелинды Гейтс готов выделить 2,1 млрд долларов на борьбу с «гендерным неравенством», а Илон Маск вкладывает десятки миллиардов «на колонизацию Марса». Все уже забыли о замедлении течения Гольфстрим после аварии на нефтяной платформе BP «Deepwater Horizon» в Мексиканском заливе.

С целью спасти весь мир от неминуемой гибели в цивилизованной Европе отказались от пластиковых трубочек для коктейля и решили, что отныне «грязь», которая «прилипает» на всех этапах производственного процесса к товарам, импортируемым в ЕС из стран «с низкими стандартами сокращения выбросов углекислого газа», должна подсчитываться и учитываться. А чтобы этой «грязи» стало меньше, было найдено волшебное средство – особый «углеродный налог» (Carbon Border Adjustment Mechanism — CBAM), который направлен на защиту природы и всех сознательных граждан. Платить его должны, конечно же, граждане несознательные, которые не вытирают ноги, не моют руки и норовят продать в Европейский Союз все нечистое, оставляющее на зеленых альпийских лугах углеродные следы. На сегодняшний день такие экспортеры сконцентрировались в России, Турции, Украине и, конечно же, Китае, от которого ничего хорошего, кроме вирусов, по миру не распространяется. К 2035 году ущерб России от европейского налога на углеродные выбросы составит 600 миллионов евро (710 миллионов долларов). Такой вывод содержится в совместном исследовании экологических групп Sandbag и E3G. По подсчетам «Сбербанка», потери ВВП могут составить 4,4%, а реальные доходы населения сократятся на 9% (THE MOSCOW POST). Подобный уровень затрат выводит страну в главные жертвы нового законопроекта. Здесь российским экспортерам придется потрудиться. Производственные фонды большинства основных сырьевых предприятий давно не обновлялись. Кроме уплаты «углеродного» налога им предстоит изыскать в бюджете дополнительные средства на модернизацию этих самых производственных фондов. Нетрудно догадаться, что модернизировать их вызовутся более опытные европейские партнеры при помощи «зеленых» технологий и оборудования, для которого они же и будут поставлять комплектующие, либо продадут лицензии. Экологично и практично. Все это очень напоминает формирование нового рынка товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, вне рамок ВТО и с легализованным протекционизмом, выполняющим функцию сдерживания потенциальных конкурентов. Можно предположить, что полученный «углеродный налог» будет направлен на дальнейшее развитие ВИЭ, укрепление материально-технической базы «еврокоммунизма» и выплату пособий беженцам. Законопроект, направленный на защиту экологии, вряд ли поможет существенно улучшить климатическую ситуацию. По оценкам немецкого аналитического центра Bertelsmann Stiftung, он сократит выбросы CO2 в атмосферу всего на 0,2 процентного пункта во всем мире.

По большому счету, ничего нового не происходит, все полностью соответствует теории абсолютных преимуществ Адама Смита, но противоречит одному из предположений, на котором сама эта теория базируется, а именно: «Внешняя торговля свободна от ограничений и регламентаций».

«Нюхать или глотать»: в чем суть «зеленой революции»?

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на территории Российской Федерации насчитывается 44,5 млн легковых автомобилей (по состоянию на 1 января 2020 года). Больше всего их в Москве и Московской области – 3,7 млн и 2,7 млн соответственно. Автомобильный рынок Великобритании недавно достиг отметки в 3 млн единиц в год. Англичане подсчитали, что при переводе всего автотранспорта на электромобили, производство электроэнергии в стране необходимо увеличить на 10%. В 2020 году средняя тарифная цена электроэнергии в России составляла 3 рубля за кВт/ч, а в Европейских странах – €0,2 за кВт/ч. При производстве электромобиля углеродный след превышает авто с ДВС на 60%. Майнинг криптовалют уже ежегодно потребляет электроэнергии больше, чем Финляндия, но никаких налогов за углеродный след эти «фермеры» не платят. Общеизвестно, что все возобновляемые источники энергии (ВИЭ) субсидируются. При этом, суммарные затраты на «энергетический переход» к 2050 году в мире оцениваются в $50 трлн, а по оценкам «Сбербанка», в планетарных масштабах «углеродная нейтральность» обойдется примерно в $140 трлн. Высаживать на эти деньги уничтоженные леса никто не предлагает. Судя по всему, основная задача состоит в том, чтобы распределить и освоить бюджетные субсидии.

По расчетам специалистов, для достижения мирового объема выпуска электромобилей до уровня, необходимого «энергетическому переходу», требуется увеличить до 2030 года производство алюминия и никеля в 13-14 раз, а лития и графита – в 9-10 раз. Неужели за счет ветрогенераторов и солнечных батареек с их 20% КПД? Тогда возникает другой вопрос: почему прошлой зимой нефтегазовый Техас зеленел от холода без топлива и электричества? Почему этим летом общая генерация от ВИЭ в Германии снизилась более чем на 10%? Погода подвела?

Законодательство России запрещает ввоз отходов с территории других стран, но при этом отработанные аккумуляторы электротранспорта и источников бесперебойного питания сегодня оседают по месту использования и чаще всего попадают на полигоны, что приводит к образованию объектов накопленного экологического ущерба. Соли тяжелых металлов проникают в почву, затем в грунтовые воды, далее все это попадает в реки и водоемы. Элементы батарей содержат такие опасные вещества как магний, ртуть, олово, свинец, никель, цинк, кадмий, которые способны накапливаться в организме человека, вызывая тяжелые заболевания. Одна выброшенная на свалку пальчиковая батарейка загрязняет около 20 м2 земли. Отравленная почва не позволяет деревьям и растениям жить и перерабатывать CO2, обогащая планету кислородом. Производство 1 кг цинка из первичной руды приводит к образованию 200 кг отходов. Нанесенный такой «зеленой энергией» ущерб придется устранять десятилетиями. «Бесплатная электроэнергия бывает только на электрическом стуле» и в ближайшей перспективе она не станет абсолютно «зеленой», поскольку объемы утилизации вредных веществ всегда будут пропорциональны объемам их потребления, даже повторного.

России снова предлагают увлекательную «игру в догонялки». Но, судя по всему, когда она построит достаточное количество заводов по утилизации АКБ и ЛИАБ (чтобы не оказаться всемирной свалкой), а главное – по производству конкурентоспособных батарей и BMS контроллеров, как в Китае (который на сегодняшний день практически является монополистом в области редкоземельных металлов), ей тут же предъявят новую, уже «голубую» технологию, и маховик вынужденного потребления раскрутится снова.

Аккумуляторные батареи относятся ко II классу опасности, при их переработке образуются химические отходы, попадающие в I класс. Самые опасные из них – свинцово-кислотные. Необходимость специальной переработки литийсодержащих батарей обусловлена их высокой пожаро- и взрывоопасностью, т.к. при механическом повреждении или попадании влаги внутрь корпуса возникает короткое замыкание, нагрев до 450°С и взрыв. Для горения литиевых аккумуляторов не нужен кислород – оно происходит анаэробно, поэтому стандартные методы тушения здесь не подходят. При реакции лития с водой выделяется еще и горючий газ водород, который только ухудшает ситуацию. Для хранения и транспортировки литий-ионных аккумуляторов используются специальные контейнеры. В настоящее время в России большие промышленные аккумуляторы практически не перерабатываются, и в целом предприятий по переработке аккумуляторов не так уж много. Самое известное из них – Челябинский завод «Мегаполисресурс». 

В рамках Федеральной программы «Экология» строительство четырех предприятий по переработке отходов I и II классов опасности планирует АО «Русатом Гринвэй». Правда, на сайте change.org сразу появилась петиция на имя президента России Владимира Путина, в которой жители поселка Воротынск Калужской области попросили отменить решение о строительстве вблизи поселка одного из этих предприятий.

В прошлом году Федеральное ведомство по охране окружающей среды (UBA) в Германии оштрафовало дочернюю компанию Tesla на 12 миллионов евро за отказ принимать аккумуляторы на утилизацию. Законодательство Германии обязывает производителей электромобилей принимать обратно аккумуляторы своих транспортных средств или привлекать к их утилизации партнеров. В Китае введена строгая система маркировки и отслеживания АКБ.

По данным Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA), при реализации всех планируемых мер по декарбонизации и возобновляемой энергетике доля углеводородов к 2030-2040 годам должна сократиться до 73-74% против текущих …. 80%. Вы уверены в том, что это – «революция»?

Сколько лития нужно для развития хоккея?

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Подтвержденные запасы газа в России составляют 30% от мировых, а подтвержденные запасы лития – только 4%. При этом доля России в импорте лития составляет 5%. В основном, мировой рынок лития представляют американские, азиатские и австралийские производители. Очевидно, что Россия не сможет влиять на этот рынок. Вместе с растущим спросом на литиевые батареи неизбежно будет расти и их цена. 65% стоимости литиевых батарей составляют литиевые ячейки. За несколько последних лет стоимость лития и кобальта выросла в три раза.

Интересно, почему США и Европа, которые всё и всегда скрупулезно считают, не переводят свои вооруженные силы на электрическую тягу? Это же, судя по словам некоторых производителей, очень «технологично» и «экономично». Развернули на любой военной базе солнечные батареи – и получили полную автономию! Не нужны караваны бензовозов, а техническое обслуживание – только кнопки!

Срок эксплуатации батарей составляет около пяти лет. Очевидно, что к моменту замены таких батарей их стоимость будет значительно отличаться от первоначальной. Стоит также учесть, что срок эксплуатации и срок сохранения первоначальных электрических характеристик – это две большие разницы. Заряжать смартфон после 2-3 лет эксплуатации приходится все чаще, а время автономной работы при этом неизбежно сокращается. Но и это еще не все. Дело в том, что «пересесть» на другие батареи владельцу электрической машины будет достаточно сложно, поскольку все они привязаны к батареям и зарядным устройствам определенных параметров, конструктивно заложенных изготовителем, – своего рода «картриджам для струйного принтера».

Это – те самые «дивиденды» производителям, ради которых сегодня и закладываются «технологии будущего». Вспомните первые сотовые телефоны, кнопочные «анахронизмы» Motorola, которые могли работать без ограничений на любых стандартных пальчиковых аккумуляторах и даже щелочных батарейках. Затем легендарные Nokia c самыми массовыми и универсально совместимыми аккумуляторами типа BL-5C. Эти батарейки можно было купить в любом киоске, и даже ребенок мог самостоятельно их заменить. А что происходит сейчас?

В чем «современность» современных моделей, и кто будет управлять льдом?

Тенденция достаточно наглядно прослеживается в автомобильной промышленности. Никаких существенных изменений в концепции автомобиля как средства передвижения не происходит. Технология вращения колес при помощи двигателя уже два столетия остается неизменной. То же самое можно сказать и о технологии обработки льда – никакой «подрезки ультразвуком и выравнивания льда энергией лазерного луча» еще никто не придумал. Всё тот же нож, скребок и бак для воды на четырех колесах.

Совершенствуются отдельные узлы, компоновка и приятные мелочи. «Новые» модели радуют нас замысловатым дизайном, лампочками, кнопочками, модными интерьерами, мультимедийными системами и навигаторами. То есть, в основном, тем, что называется «комфорт и красота». Хорошо это или плохо? Конечно, это хорошо. Только за комфорт и «стеклянные бусы» придется платить «золотом», и не только при покупке. Всем известно, что самые сложные проблемы современного автотранспорта связаны с электрикой и электроникой. Все механические неисправности устраняются достаточно просто даже «в гаражах», а проблемы с электроникой чаще всего решаются заменой того либо иного блока. Электрика – это наука о контактах, а грязные контакты являются основной причиной преждевременного выхода из строя электроприборов. Увеличение количества элементов в электрических цепях современных машин снижает их ремонтопригодность, а доступная ранее каждому слесарю диагностика при помощи CAN-шины встречается все реже. Наступает период тотальной зависимости. Владельцы таких машин становятся зависимыми не только от слесаря, но и от производителя, системного администратора, интернет-провайдера и разработчика программного обеспечения. Доверяясь «удобным» опциям и электронике, мы фактически передаем контроль над собой в чужие руки – причем, по платной подписке. Кто настойчивее продвинет свои разработки, тот и будет управлять ими, включая потребителей. А где же наши космические технологии переработки CO2 в кислород? Где технологии использования водородного топлива? Так и будем донашивать штаны богатых соседей в перерывах между энергетическими «скачками» и «переходами»?

Слоган одного из производителей ледозаливочных машин гласит: «Управляй будущим».

Интересно, кто же будет им «управлять», и где будут находиться эти пункты управления? Поколение NEXT отлично справляется с новыми гаджетами и работой «на удаленке», только вот добросовестных людей «с лопатой» всегда не хватает.

Возможно, в скором будущем такие операторы появятся на ледовых аренах и будут оказывать свои услуги по подписке, как стриминговые сервисы. Подписался – можешь работать, вовремя не заплатил – получи отключение и простой. Работать без ограничений смогут лишь бензиновые «анахронизмы».

Послесловие

Каждый из нас сам выбирает те или иные технологии и просчитывает последствия их применения. Но какие бы технологии мы не выбрали, нужно помнить, что всегда и везде всё будут решать не технологии, а люди. И хорошо, если эти люди ответственны за свои решения. Достижения на ледовых аренах определяются не типом привода и цветом ледозаливочной машины, а цветом флага, который поднимается над трибунами после окончания матча.

Поделиться новостью:

VK
Telegram

Запрос обратного звонка

Забыли пароль? Восстановление пароля