От идеи к решению!

В столице Пермского края прошел форум «Россия — спортивная держава», в рамках которого было проведено шесть деловых мероприятий Международного

Технологии интенсивного окисления

Безопасность воды бассейна без компромиссов

Когда речь заходит о воде плавательных бассейнов – в приоритет всегда ставится ее безопасность. Исторически она связывалась с отсутствием в воде бактерий и вирусов и способностью предотвратить распространение болезней, передающихся водным путем.

Но по мере развития технологий обработки воды появилось понимание того, что безопасность – понятие комплексное, и складывается не только из задач обеззараживания, но и вопросов токсикологической безопасности, которая подразумевает, что используемые методы обеззараживания не создают риски и угрозы для здоровья человека.

Поэтому убить бактерии и вирусы – это только один из аспектов обеспечения безопасности воды. Второй аспект связан с проблемой побочных продуктов дезинфекции.

Не только обеззараживание

Побочные продукты – это результат реакций химреагентов – хлора, брома, а также озона – с примесями, привнесенными в воду купальщиками. Замкнутая система водоснабжения бассейна и постоянный приток как реагентов, так и новых примесей делают процесс формирования побочных продуктов непрерывным.

Список побочных соединений, которые обнаруживают в бассейнах, не ограничивается хорошо известными хлораминами и включает в себя более 100 различных веществ. Будучи растворенными в воде, они адсорбируются кожей, а летучие соединения, испаряясь, легко попадают в кровь через легкие с дыханием.

Относительно побочных продуктов можно сделать два вывода: 1. Побочные продукты неизбежно образуются в воде бассейна, где используется хлор или бром. 2. Подавляющее большинство этих соединений в той или иной степени токсичны для человека. Игнорировать эти факты – значит не осознавать стратегических последствий применения химреагентов.

Возможен ли компромисс?

Что же делать в ситуации, когда использование хлора неизбежно – как это, например, происходит в общественных бассейнах? Можно ли пренебречь потенциальными рисками ради эпидемиологической безопасности воды. Возможен и уместен ли такой компромисс?

Увеличение случаев отравления продуктами хлор-реагентов в общественных бассейнах – особенно на фоне пандемии и опасений по поводу распространения вируса в водной среде бассейна подводит к выводу о том, что компромисс между эпидемиологической и токсикологической безопасностью воды невозможен. Поэтому подход к выбору технологии очистки воды должен быть комплексным, учитывая ее возможности не только в решении тактических, но и стратегических задач.

Технологии интенсивного окисления

Как мы уже выяснили, убить бактерии и вирусы – это только одна из задач. И надо сказать, с ней достойно справляется большинство технологий – и хлор, и озон, и ультрафиолет. Выбор резко ограничивается, когда встает проблема удаления побочных продуктов хлорирования.

Среди технологий, которые разрешены к применению в бассейнах и эффективны в отношении побочных хлорорганических соединений, стоит отметить технологии интенсивного окисления. В мировой практике они известны как Advanced Oxidation Technologies и широко применяются в области промышленной очистки воды, очистки стоков от токсичных и трудноудалимых соединений.

В технологиях интенсивного окисления главный участник процессов – гидроксильные радикалы или ОН* радикалы. Это частицы с высокой реакционной активностью и коротким временем жизни в доли секунды.

Получить ОН-радикалы можно разными способами – например, гидроксильные радикалы образуются, когда воду с растворенным озоном облучают ультрафиолетом. В бассейнах преимущественно используются именно такие комбинированные системы – на основе озона и ультрафиолета, поэтому их часто относят к озоновым, хотя с точки зрения химии процессов они отличаются значительно.

В чем разница?

В чем же состоит принципиальное отличие систем интенсивного окисления от традиционного озонирования?

Быстрее

Скорость реакций радикалов ОН* с органическими соединениями более чем на 6 порядков превышает скорость реакций этих соединений с озоном. Это значит, что реакции идут в миллион раз быстрее. Поэтому в бассейне озон гораздо хуже справляется с удалением органических примесей – доза, которая используется в бассейнах, и время его взаимодействия с примесями в контактной емкости недостаточны для разложения органики.

Глубже

Гидроксильные радикалы способны запускать цепные реакции окисления – это похоже на принцип домино, когда каждое взаимодействие рождает импульс для продолжения реакции, и процесс повторяется снова и снова. Это означает, что возможно глубокое разложение примесей – до воды, углекислого газа и солей.

Универсальнее

В отличие от озона, который реагирует далеко не со всеми органическими примесями, ОН-радикалы абсолютно «всеядны». В условиях бассейна они активны в отношении любых органических молекул – бактерий, примесей от купальщиков, вторичной хлор-органики.  Это делает очевидным преимущества технологии в сравнении с традиционным озонированием. Ниже в таблице анализируется констант реакций радикалов-ОН и озона с некоторыми побочными продуктами. Разница в скорости в среднем составляет 6 порядков.

Поэтому технологии интенсивного окисления – это стратегическое решение проблемы безопасности воды в бассейне

Тел.: +7 495 850-13-15

www.xenozone.ru

info@xenozone.ru

 

Поделиться новостью:

VK
Telegram

Запрос обратного звонка

Забыли пароль? Восстановление пароля