Конгресс «Беспилотные системы»

28 марта в Координационном центре Правительства Российской Федерации состоялось совещание организационного комитета конгресса «Беспилотные системы»,

От идеи к решению!

В столице Пермского края прошел форум «Россия — спортивная держава», в рамках которого было проведено шесть деловых мероприятий Международного

Акустика и звуковое оборудование для спортивных стадионов

CASE STUDY: Как озвучивали «Лужники»

Текст: Владимир ФИЛАТОВ, генеральный директор Universal Acoustics

Каждый раз при озвучивании крупных спортивных объектов профессионалы обращают внимание заказчика на одно и то же: не производите озвучивание своего объекта по остаточному принципу! Закладывайте нужные акустические параметры уже на стадии «П» и постарайтесь не экономить на звуковом оборудовании. от этого в немалой степени зависит посещаемость стадиона и, как следствие, его прибыль.

Переходим от теории звука к конкретике и практическому опыту. Холдинг «Русские звуковые системы» получил подряд на оснащение звуковым оборудованием БСА «Лужники» в ходе реконструкции к ЧМ-2018. В составе холдинга компания Universal Acoustics изготовила акустические системы по эскизам американской McCauley Sound, но на основе собственных технологий, которые по всем критериям соответствуют мировым стандартам. В России традиционно ответственно относятся к производству акустических систем и, в частности, к сборке корпуса и прочности всей конструкции акустической системы.

Для стадионов акустические проекты разрабатываются отдельно и специально. Любой стадион – это большая чаша, зачастую накрытая крышей или козырьком. Как следствие – значительное время реверберации. Проще говоря, реверберация – это эхо после первого импульса: хлопнул в ладоши – и этот хлопок еще несколько секунд висит в воздухе. У футбольных стадионов в этом и заключается главная проблема, с которой приходится сталкиваться людям, занимающимся установкой звукового оборудования.

Разборчивость

Между терминами «реверберация» и «разборчивость» существует прямая зависимость. При проектировании важно учитывать и одно, и другое. Правильно сделанный расчет и проект – это набор компромиссов между временем реверберации и коэффициентом разборчивости. Одно дело, когда звучит фоновая музыка, и совершенно другое – когда возникает необходимость сделать объявление. При большом времени реверберации (длинном «хвосте») активная речь теряет разборчивость. Чтобы все уж совсем поняли суть проблемы – достаточно вспомнить старый железнодорожный вокзал, когда объявления диктора при всем желании не воспринимаются. Эта проблема решается только с помощью архитектурных решений в рамках строительства или реконструкции спортивного объекта.

Восьмидесятитысячная толпа способна создавать шум уровня 110 дБ, поэтому для четкого восприятия речевого объявления строгие стандарты ФИФА рекомендуют развивать звуковое давление не ниже 115 дБ в области зрительских кресел. Зачастую проблема озвучивания стадиона заключается в том, что зрители значительно удалены от источника звука – самих акустических систем, которые могут находиться под куполом, в 30-40 метрах от ближайших зрительских кресел. И эти самые метры звуку нужно преодолевать, что также сильно влияет на разборчивость и на громкость, соответственно. Чем дальше акустическая система расположена от слушателя, тем громче ее надо включить, чтобы достичь нужного уровня громкости в точке прослушивания. Поэтому для крупных спортивных объектов масштаба футбольной арены изготавливают акустические системы узкой направленности и большой мощности. Это делается для того, чтобы как можно больше звуковой энергии было направлено в определенную область.

Условно разбив трибуну на множество таких областей и направив в каждую из них соответствующую акустическую систему, можно добиться требуемого результата. Это необходимо для донесения нужной информации с большого расстояния. Именно такие системы были разработаны американской фирмой McCauley Sound, а чертежи и 3D-модели были присланы нам. Далее мы адаптировали американскую модель для метрической системы измерений, доработали конструкцию корпуса с учетом российских требований безопасности, сделали всепогодное покрытие, внесли ряд конструктивных улучшений, а также разработали уникальную систему подвеса. После этого специалисты нашего холдинга «Русские звуковые системы» доставили акустические системы на стадион и смонтировали в полном соответствии с разработанным ранее проектом.

Цели и задачи

Акустические системы обычно занимают в проекте очень важное место. Главное, чтобы каждая такая система соответствовала современным требованиям и стандартам. Каждая акустическая система выполняет в общей системе звукоусиления свои конкретные цели и задачи: для воспроизведения фоновой музыки, дискотек, концертов, стадионов и т.д. У акустической системы есть свои характеристики: мощность, диаграмма направленности, сопротивление, количество полос. Их подразделяют на широкополосные, среднечастотные, высокочастотные и низкочастотные. Акустические системы с широкой диаграммой направленности по горизонтали и узкой по вертикали могут быть собраны в кластеры линейного массива – именно так и выглядел акустический проект на стадионе «Лужники». Всего на главной спортивной арене страны было задействовано 216 акустических систем, 2 592 динамика, несколько тысяч крепежных изделий и полторы тонны всепогодной краски. Погрешностям здесь просто не могло быть место, и это была одна из самых трудоемких задач. Сначала было даже сложно предположить, насколько проект окажется сложным. Суммарная мощность всего звукового комплекса, объединенного в 22 кластера, составила примерно один мегаватт. Для сравнения: концерты рок-звезд проходят на мощности порядка 100–150 киловатт.

Поделиться новостью:

VK
Telegram

Запрос обратного звонка

Забыли пароль? Восстановление пароля