От идеи к решению!

В столице Пермского края прошел форум «Россия — спортивная держава», в рамках которого было проведено шесть деловых мероприятий Международного

Футбольный газон, новые технологии

Футбольный газон… или Новый Заветгринкипера

В апрельском номере Sport Build мы затронули тему, которая сегодня прочно входит в тройку наиболее обсуждаемых в спортивной индустрии. Речь идет о содержании полей с натуральным газоном. Парадокс заключается в том, что гринкиперы становятся все более востребованными на рынке именно в то время, когда производители искусственных покрытий широким фронтом пошли в атаку как на владельцев стадионов, так и на чиновников ФИФА и УЕФА. Футбол стали массово допускать на искусственные поля. Несмотря на мощный прорыв в качестве и количестве искусственных газонов, приверженцы «традиционной» живой травы на футбольном поле не намерены сдавать свои позиции. К их числу принадлежит и Фил Файфилд, консультант ФИФА, который делится с читателями секретами «идеального» газона

Фил Файфилд, Консультант ФИФА

I­Turf Management Company

Sport Build: Фил, профессия гринкипера сегодня входит в пятерку самых раритетных в спортивной индустрии. Думали ли Вы в детстве о том, что жизнь приведет Вас на футбольное поле именно в этом качестве?


Фил Файфилд: 
Работа консультантом по уходу за футбольными газонами – это мое призвание. Теперь я могу об этом сказать точно. Хотя изначально я вышел на поле в качестве футболиста и, конечно же, мечтал о спортивной карьере. Я любил футбол с детства, что вполне естественно для англичанина. Однако жизнь далеко не всегда складывается так, как мы ее планируем. Все футбольные мечты разрушила серьезная травма, после которой играть я уже не смог. С другой стороны, моя семья всегда занималась фермерством, поэтому я решил совместить футбол и сельское хозяйство. Получив диплом в области исследования почвы и экологии, я приступил к работе. Жизнь довольно часто непредсказуема – люди остаются в той же сфере, но «по другую сторону баррикад». Игроки превращаются в тренеров, судей или чиновников. В моем случае футболист превратился в гринкипера. Образно говоря, если в бытность игроком я футбольный газон вытаптывал и приводил в негодность, то теперь я этот газон восстанавливаю как профессионал. Но могу сказать, что в моей сегодняшней профессии азарта и фантазии стало не меньше, чем в самой игре. И для меня большая честь работать в одной команде с Энди Коулом – удивительным человеком и большим профессионалом в нашей области.

 

SB: Сколько полей Вы уже «реанимировали» за годы, проведенные в качестве гринкипера?

ФФ: Сложно сказать. Мой обычный ритм – три поля в неделю. Это в процессе. То есть, я работаю одновременно над тремя газонами. Учитывая то, что I-Turf Management не знает границ, каждый проект уникален и реализуется в разных климатических условиях. Вы прекрасно знаете, насколько ревностно в Англии отреагировали на отклонение нашей заявки провести футбольный ЧМ-2018, но с этой миссией превосходно справились россияне. Это была обычная ревность, которая является существенной составляющей английского характера. История с ЧМ-2018 уже в прошлом, но вот что касается Катара и запланированного там ЧМ-2022, тут мы по-прежнему «воюем» и на что-то надеемся. Так вот, мой личный парадокс заключается в том, что именно в Катаре я сделал 45 футбольных полей! А у себя в Англии – не более 10-15. Хотя, честно скажу – в Англии полей всегда было достаточно, а в том же Катаре до нашего прихода футбола (и, соответственно, полей) не было вообще.

 

SB: Планировали ли Вы как-то связать свою профессиональную деятельность с проведением в России ЧМ-2018?

ФФ: Я в составе экспертной команды ФИФА был одним из консультантов стадионов в России. Просто мне хотелось посмотреть не только сами газоны, но и российские города – Москву, Санкт-Петербург, Сочи…  В итоге план моей командировки сработал, равно как и предполагаемые маршруты передвижения между городами-организаторами ЧМ-2018. Главное – то, что все построенные к чемпионату стадионы в России получили необходимые сертификаты, а поля соответствовали всем требованиям ФИФА. Лично мне импонирует тот факт, что из всех уложенных газонов в России шесть были гибридными – это последний «писк моды» в футбольном хозяйстве. И мне приятно осознавать, что в этом плане сделано так много в мире.

 

SB: Помимо гибридных газонов, какие тренды Вы считаете значимыми в плане подготовки современных полей?

ФФ: В мире сегодня значительно выросло количество и качество исследований, направленных на совершенствование световых приборов, которые влияют на формирование газона и рост травы. Например, в последние годы гораздо активнее стали использовать ультрафиолет – эти лучи тестируют покрытие и почву, выявляя болезненные места. Наша индустрия развивается довольно быстро, и в ней постоянно появляется что-то новое. Еще одна заслуживающая внимания технология – тент со встроенными лампами, которым покрывают газон. В нем находятся форсунки, распыляющие жидкость и увлажняющие растения. К тенту подводят углекислый газ, который стимулирует рост травы и ее развитие, что способствует быстрому восстановлению газона после проведенных событий. Я имею в виду не только футбол, но также концерты и другие культурно-массовые мероприятия. Большинство арен мира в наши дни являются многофункциональными – плотный событийный календарь приносит им финансовую устойчивость и окупаемость.

 

SB: Ваш коллега Мэтт Фрост (интервью с которым Sport Build публиковал в апреле) считает, что в российских климатических условиях выращивать газоны легче, чем в том же Азербайджане. Каковы, на Ваш взгляд, самые неблагоприятные регионы мира для выращивания натуральной травы?

ФФ: Самые проблемные поля, с которыми мне доводилось работать, расположены как раз в Катаре. В местной почве большое содержание глины. Кроме того, летом в Катаре очень жарко, при этом идут сильные дожди – по 6-7 дней подряд, во время которых глина становится слишком мягкой. Зимой же, наоборот, поле застывает и становится твердым. Поэтому на всех без исключения футбольных полях в Катаре мы делали дренаж, вносили песок и регулировали процесс полива. В Катаре ситуация такова, что там всего 9 стадионов и 18 команд. Таким образом, игры национального первенства проходят на одних и тех же полях значительно чаще, чем это определено регламентом и рекомендовано гринкиперами. Газон попросту не успевает восстанавливаться – а для этого ему необходимо не менее двух дней.

 

SB: Какой стадион Вам как гринкиперу нравится больше остальных?

ФФ: Пожалуй, это Craven Cottage – стадион английского ФК «Фулхэм». Мы начали сотрудничество с клубом два года назад, когда поле стадиона находилось в ужасном состоянии. Сегодня его можно назвать почти идеальным, но длwя этого мне и моим коллегам пришлось проделать колоссальную работу. Начнем с того, что поле стало гибридным – оно на 97% состоит из натуральной травы, под которой на углублении 22 см расположен слой материала из тонких пластин в виде сетки. Общая длина этих конструкций составляет полтора диаметра земного шара! Что дает этот сеточный слой? Прежде всего, он делает газон прочным и в значительной степени продлевает срок его службы. Говоря об укреплении поля, гринкиперы в первую очередь подразумевают корневую систему, которую необходимо обезопасить. Главными критериями идеального газона являются комфортность взаимодействия игрока и мяча с поверхностью, целостный вид травяного покрытия и способность поля выдерживать предельные нагрузки.

 

SB: Вы можете перечислить ряд обязательных действий для обеспечения функциональности и долговечности натурального газона в России?

ФФ: В качестве главного условия для поддержания футбольного поля в нормальном состоянии я бы назвал частый полив, удовлетворяющий требованиям конкретного покрытия. Другой важный момент – выбор правильного сорта травы: она не должна расти слишком быстро, иначе газон станет слишком плотным. К слову, в России к выбору правильных сортов отнеслись ответственно, учитывая различные климатические условия в регионах страны. Субарктический климат в Петербурге, влажный континентальный в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Саранске, Калининграде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Волгограде. И, конечно же, влажный субтропический – в Сочи. Я не затрагиваю тему полива – все в мире уже давно научились это делать правильно. Я обращаю первоочередное внимание именно на сорт травы в зависимости от климатической зоны. Например, в России летом мы рекомендуем определенный вид травы райграса. Для игр в зимний период необходим другой сорт, который отличается большей плотностью. Качество газона зависит от ухода за ним до наступления холодов, во время них и сразу после схода снега. Если в Англии на футбольное поле выпадает хотя бы 3 см снега, начинается всеобщая паника.

 

SB: И все-таки, где больше проблем с выращиванием футбольных газонов: в России или том же Катаре?

ФФ: Россия и Катар – две крайности. В Катаре, например, реновация газона проходит два раза в год – зимой и в апреле-мае, когда его полностью обновляют. Обычно высаживают другую траву, поскольку летом температура воздуха нередко достигает +50°С. И если в Катаре вокруг поля стоят машины климат-контроля, чтобы регулировать температуру на газоне, то в России должны под почвой находиться нагревательные элементы для поддержания нужной температуры. Отдельная проблема – проливные дожди и ливни. От этого не застрахован никто. Если поле в течение долгого периода находится в состоянии высокой влажности, то подобный режим способствует развитию болезней травы. В первую очередь гринкиперы в подобных условиях должны быстро убирать воду и проводить очищение газона щетками. Кроме того, в наличии всегда должны быть специальные средства для лечения травы – лечение необходимо провести как можно скорее. Очень важный момент после ливня заключается в том, чтобы произвести аэрацию и пополнить количество кислорода в почве.

 

SB: Существует ли разница между основными игровыми полями и тренировочными с точки зрения гринкипера?

ФФ: Качество травы должно быть одинаковым как на игровых полях, так и на тренировочных. Если футболисты будут тренироваться на полях с одним сортом травы, а играть домашние матчи на поле с другим сортом, то их результаты можно предсказать и без ясновидящих. Именно поэтому на тренировочной базе должна быть обеспечена обстановка «максимально приближенная к боевой». Другой момент – тренировочное поле «не так жалко» – его обычно не берегут так тщательно, как основное. С учетом этого факта тренировочные поля должны быть более устойчивыми и обслуживаться техническим персоналом в особом режиме. Например, их чаще подвергают новому засеву травы – особенно во вратарских площадках. Также чаще производятся мероприятия, направленные на укрепление почвы и предотвращение износа.

 

SB: Насколько быстро происходит эволюция рынка натуральных газонов в мире?

ФФ: На рынке постоянно появляются новые тренды, механизмы и методики. Могу отдельно выделить новое поколение газонокосилок – все они стали электрическими. Это связано не только с экологией, но и с меньшим давлением таких машин на покрытие футбольного поля. Плюс к этому, работают они тише, что позволяет начинать процесс кошения травы в более ранние часы. В среднем, газонокосилки используются на стадионе пять лет, затем они перемещаются на тренировочные поля, где работают примерно столько же. Итого – 10 лет. Но если техника продолжает исправно работать, то какой смысл ее менять? Также в последние годы на футбольных стадионах стали чаще применять электрические разбрасыватели удобрений. В биологических лабораториях не прекращается работа по выведению новых сортов трав, которые фермеры затем стремятся внедрить на рынок. И то, что с каждым днем усиливается давление со стороны производителей искусственных газонов, лишь ускоряет процесс эволюции в рядах «традиционных» гринкиперов. Для нас футбольное поле с натуральной травой сравнимо, разве что, с Новым Заветом в руках священника.

I­Turf Management – университет, консультант ФИФА в области подготовки и ухода за спортивными газонами. Вуз занимается созданием и благоустройством спортивных полей (футбол, гольф, крикет, регби),  а также обучением специалистов. Главный офис I­Turf Management находится во Франции. Количество сотрудников – 100 человек.

 

Поделиться новостью:

VK
Telegram

Запрос обратного звонка

Забыли пароль? Восстановление пароля