От идеи к решению!

В столице Пермского края прошел форум «Россия — спортивная держава», в рамках которого было проведено шесть деловых мероприятий Международного

Системы обеспечения безопасности для лыжных трасс

Ловим лыжников правильно

Говоря о безопасности на склоне, в голову приходит сразу несколько идей из разных областей: это медики, инструкторы, подъемники, оползни, люди из МЧС и т.д. Но сегодня речь пойдет не об этом. Вылетевших по разным причинам за пределы трасс лыжников вылавливают практически так же, как и рыбу в пруду – сетями и подобными системами, о которых есть резон поговорить более подробно.

Прежде всего, есть несколько способов обеспечения безопасности на лыжной трассе, которые в целях удобства классификации разделили на 3 класса:

  • Системы безопасности класса А;
  • Системы безопасности класса В,
  • Ограждающие системы и определяющие маршруты, которые чаще называют классом С.

В любом случае, перечисленные выше системы обычно сопровождаются целым рядом вспомогательных элементов, включая защитные маты, сигнализационные вешки, а также широкий спектр информационных знаков, предупреждающих и определяющих маршруты.

Класс А

Наиболее современная и сложная система – класс А. Эта система соответствует самым строгим требованиям Международной федерации лыжного спорта (FIS). Сос­тоит система из стальной конструкции (как правило, опор, закрепленных на бетонном фундаменте) и улавливающих сетей, установленных при помощи сложной системы растяжек и стальных канатов, которые крепятся к земле.

Сетку обычно туго натягивают под прямым углом на необходимом расстоянии от конструкции. Ее миссия заключается в том, чтобы удержать незадачливого лыжника, поэтому очко у такой сетки составляет 5­10 см, а диаметр каната – не менее 5 мм. Иногда в нижнюю часть сетки монтируют элементы из ткани ПВХ высокой плотности.

Опоры систем располагают на расстоянии 4­5 м, а сама сетка в зависимости от опоры имеет высоту 3­4 м. Система класса А обычно используется на извилистых горнолыжных трассах с высокой степенью наклона либо с целью ограждения скал, обрывов и узких проходов. В зависимости от типа используемых конструктивных опор система класса А подразделяется на L, C и OB.

Класс В

Основу конструкции класса В представляют поликарбонатные или ПВХ­столбы, соединенные веревочной сеткой. Столбы из ПВХ или поликарбоната (обычно диаметром 48 мм и высотой 2,5 м) размещают на расстоянии от 1 до 1,5 м от поверхности земли. Сетка имеет 2 м в высоту, диаметр шнура – 3,5 мм и более, а очко с минимальным диаметром 7 см. Представленная система также соответствует требованиям FIS. Нередко во время соревнований задействуют 2­3 подобных системы для обеспечения максимальной безопасности.

Класс С

Системы этого класса также относят к ограждающим и определяющим маршруты – особенно на тех участках, где лыжники непосредственно не подвергаются опасности, исходя из особенностей территории. Система класса С также используется для ограждения поверхности в пределах стартовой платформы подъемников. Система представлена легкими ограждающими сетками, не превышающими 1,2 м в высоту, которые расположены на столбах из поликарбоната, ПВХ или стеклопластика. При этом высота самих столбов не превышает 1,6­1,7 м. К этому же классу относят простые в эксплуатации сетки с интегрированными палками – как правило, небольшой длины и объединенные с помощью рукавов из ПВХ. Сети данного класса часто называют «сетями быстрого реагирования»: благодаря непромокаемой конструкции их можно постоянно держать в снегу, перемещая на нужный участок склона. Как правило, политика быстрого реагирования наиболее востребована на склоне, опасных местах трассы, в очередях на подъемник и в радиусе работы ратрака.

Вспомогательные элементы

Тем не менее, ни одна система «вылавливания» лыжников не в состоянии эффективно функционировать без специальных вспомогательных элементов. Каждая лыжная трасса должна быть надлежащим образом размечена, предупреждая тем самым лыжника о всевозможных опасностях, перекрестках и разъездах. Знаки для разметки трассы, которые невозможно обнести ограждающей сеткой, обычно выкладывают специальными матами. Примем, это относится ко всем обозначенным в данной статье классам систем – А, В и С.

Защитные маты

Важным элементом эффективной защиты лыжных трасс являются именно защитные маты. И хотя практически на всех горнолыжных склонах установлены столбы подъемников, фонари, гидранты, распределительные коробки для подключения снежной арматуры или жесткие ограждения, – все они требуют должны быть защищены особым образом. Например, чтобы мат выполнял свою функцию, важно обратить внимание на его габариты, степень амортизации и способы крепления. В отличие от альпийских склонов, на российских чаще всего используют маты из ПВХ соответствующей плотности. Их минимальная толщина составляет 10 мм, хотя принцип определения оптимальных габаритов мата предельно прост: он должен охватывать всю высоту препятствий, а в случае наличия высоких элементов (тех же осветительных столбов) его высота не должна быть ниже 200 мм.

В последние годы приобретают популярность плоские односегментные маты (100 x 200 x 10 см). Их главное преимущество заключается в гибкости, поскольку они могут быть установлены на препятствиях совершенно различного типа.

Специалисты рекомендуют складные и многосегментные модели: они легче монтируются и в целом отличаются большей эффективностью. Они попросту незаменимы для элементов, к которым должен быть обеспечен постоянный доступ – например, к гидрантам для оснежения.

Менеджеры ГЛК нередко используют маты для размещения на них рекламы – качество печати на ПВХ позволяет это делать достаточно легко – даже на фонарных столбах.

Знаки и схемы

Неотъемлемой частью безопасности горнолыжных трасс являются всевозможные знаки, которые для удобства подразделяют на:

  • Информационные;
  • Предупредительные;
  • Запрещающие;
  • Указательные.

В зависимости от материала изготовления, все знаки делят на твердые (из ПВХ или алюминия), установленные на поликарбонатных либо деревянных столбах, а также мягкие – их обычно печатают на специальных материалах и размещают на сетке. Например, мягкие виды знаков обычно устанавливают между столбами из ПВХ или стекловолокна на резиновых стропах. Они являются абсолютно безопасными для посетителей курорта, и их можно обнаружить даже в самом центре горнолыжной трассы.

Наряду с защитными ограждениями, указательными и предупреждающими знаками горнолыжные склоны должны также иметь соответствующие информационные щиты. С помощью схем туристы получают возможность легко ориентироваться в данном районе, быстро выходить на трассы разной сложности, знать места расположения спасательных служб, подъемников, кафе и гостиниц.

На посадочных станциях канатных дорог рекомендуется вывешивать правила поведения катающихся на склонах, требования по безопасному использованию подъемников, информацию по состоянию различных трасс, погоде, а также расписание работы канатных дорог. Зоны катания обозначаются ограничительными вехами или разграничительными сетками, которые устанавливаются по краям трасс, образуя в том числе «границу ответственности» службы горнолыжных трасс. Радиофикация горнолыжных трасс обеспечивается слышимостью по всей их длине.

Также на трассах размещают домики спасательной службы. Это делается с таким расчетом, чтобы в любую точку трассы помощь приходила не позднее, чем через 10­15 минут после поступления сигнала тревоги. В «спасательном» домике хранится необходимый инвентарь – сани, одеяла, шины и веревки, а также медикаменты, шанцевый инструмент и прочий реквизит, необходимый для выполнения работ на склоне. Кроме того, правила безопасности предусматривают применение искусственного освещения при использовании трасс в темное время суток.

Градация трасс

Для любого горнолыжного курорта существует установленный минимум требований с целью организации безопасного катания на склонах – в полном соответствии с принятыми международными нормами. Например, у нижних станций подъемников горнолыжников необходимо информировать о степени трудности трасс, которые их ожидают наверху. По сложности трассы маркируются (по возрастании степени трудности): «зеленая», «синяя», «красная» и «черная». Еще при проектировании трасс следует позаботиться об устранении опасных мест, а граница безопасного катания должна иметь четкий и хорошо читаемый в любых погодных условиях ориентир.

В целях предупреждения незаметных препятствий либо опасностей на трассах или вблизи них рекомендуется устанавливать предупредительные знаки. Нумеровать трассы следует по порядку – слева направо, начиная от долины вверх. При этом каждая трасса должна иметь свои дистанционные марки, что облегчает ориентировку и организацию поисковых работ в чрезвычайных ситуациях.

О «закрытых» и «открытых» трассах катающихся необходимо информировать внизу у канатных дорог, и при этом обязательно нужно предупреждать горнолыжников о наличии лавиноопасных склонов. На трассе должна постоянно действовать спасательная служба, экипированная необходимым снаряжением и оборудованием. Кроме того, спасатели­лыжники должны осуществлять систематическое патрулирование по склонам.

Открытие или закрытие трассы объявляется только горнолыжно­спасательной службой. После закрытия склона спасатели должны убедиться, что на склонах никого не осталось. Также необходимо отметить, что эвакуацию пострадавших с горы необходимо производить быстро, со своевременной доставкой в медпункт. Если при сооружении горнолыжных трасс не удается избежать опасных участков, то следует прибегать к строительству защитных ограждений – например, в качестве таких ограждений рекомендуется использовать сетки­уловители. Перед опасными препятствиями устанавливаются защитные маты. Сооружение защитных ограждений обязательно перед скалами, камнями, деревьями, столбами, опорами и другими препятствиями, в местах крутых спадов и обрывов, а также виражей «под снос» (на выпуклом рельефе).

Не только трассы, но и всевозможные лыжные тропинки, пути подъезда к подъемникам, трассам, кафе и гостиницам необходимо изначально планировать с максимальным расчетом на удобство и безопасность. Аналогичным образом строятся серпантины спусков по крутым склонам: полки долж ны быть достаточно пологими и не слишком узкими, чтобы на них легко можно было тормозить, разъезжаться и делать. SI

Системы обеспечения безопасности для лыжных трасс

Поделиться новостью:

VK
Telegram

Запрос обратного звонка

Забыли пароль? Восстановление пароля