Для компании «Бамард» импортозамещение – не достижение последних месяцев, а давно свершившийся факт. 25 лет назад она начинала с поставки искусственных газонов, сейчас проектирует, строит и оснащает спортивные объекты. Об идеологии «Бамард» ТМ и его принципах мы поговорили с директором по маркетингу Владиславом Корниловым.
ФОРМАЛИЗМ КАК ЗАКОН
— Владислав, что вы хотели бы рассказать читателям нашего журнала? Какие-то новые продукты, сервисы?
— Мы не рассматриваем различные виды коммуникаций, в том числе публикации в отраслевой прессе, как источник информации о себе. Это было актуально в девяностые годы, нулевые. Наш рынок очень нишевой, а поскольку мы на нем более 25 лет, о нас и так все знают. Материалы и услуги «Бамарда» на слуху, какой смысл лишний раз о них говорить? Публикации и участие в выставках сейчас работают на поддержание статуса бренда, как бы говоря рынку: все в порядке, мы здесь, мы развиваемся. В отличие от некоторых конкурентов, которых уже забыли, как звали.
— Вы идеальная компания?
— Нет! Мы очень сложные, формальные и категорически не клиентоориентированны. Поскольку наш бизнес на 95% завязан на государственное финансирование и, соответственно, строгую отчётность то «клиентоориентированность» заводит нас на скользкий и рискованный путь ненужных компромиссов с неблагоприятными последствиями для всех сторон. Строгое следование требованиям работы с госфинансированием не всегда удобно для тех, кто с нами сотрудничает — покупателей, проектировщиков и т.д. Зато это безопасный и надежный бизнес. Бывает, вопросы у контролирующих органов возникают через несколько лет после сдачи объекта в эксплуатацию – скажем, обнаружили ошибки в сметной документации, и, хотя нашей вины здесь нет, тем не менее приходится корректировать прибыль в сторону отрицательного роста. Словом, играя в эту игру, надо соблюдать формальности. Именно формализм и строгое следование правилам является одним из главных факторов нашего успеха. Он серьезно усиливает наши сильные стороны, скажем, фактор качества материала или наличие его на складе.
— Можно чуть подробнее про формализм, раз это главная причина успеха?
— Специфика работы с госорганами. Есть некая программа, федеральная или региональная и для ее реализации выделяют деньги. Под нее создают проекты, которые проходят экспертизу, получают финансирование, в итоге появляется смета. Много сложностей, одна из них — несоответствие современных технологий строительно-сметным документам. Например, не все позиции современных строительных спортивных технологий осмечены. Самое простое — нет расценок для нанесения спортивной разметки. А это весьма непростая и тщательная работа, ненадлежащее выполнение которой приводит в негодность все работы по устройству покрытия, а если подходить системно – то к обесцениванию всех затрат, вложенных в проектирование и строительство спортивного сооружения, испорченного «кривой» разметкой.
Пришлось научиться отказываться от участия в проектах, где условия чрезмерно увешаны рисковыми позициями. Мы ведем осмотрительный и ответственный бизнес, работаем в таком режиме много лет. Он предусматривает определенные формальные действия на этапе заключения договоров, сопровождения сделки. Это дисциплинирует и помогает нам и нашим партнерам уходить от более серьезных проблем. Некое обучение устойчивому бизнесу.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ С 2009 ГОДА
— Как от поставки футбольных полей вы перешли к строительству и проектированию спортсооружений?
— Строительство и проектирование – один из последних по времени этапов в развитии компании. Да, начинали мы как поставщики напольных покрытий, потом стали их укладчиками, далее – пришлось стать производителями. Сейчас мы занимаемся и поставкой, и проектированием. Мы в состоянии выполнять и изготавливать покрытия исходя из требований заказчика, будь то массовый спорт или профессиональный. Основным нашим трендом последних восьми лет является импортозамещение, хотя заниматься им мы начали еще раньше.
— Тогда еще и слова такого не было!
— Не было, но мы понимали – любые технологии можно реализовывать в России. Экономически это выгодно, но если честно – весьма утомительно и не просто организовать. Представьте — работаешь с хорошим брендом, тебя поддерживают, кредитуют, только успевай гонять туда-сюда материалы и деньги. Мы осознавали, что так будет не всегда – приходят конкуренты, уменьшается маржа и количество заказов. Как писал Льюис Кэрролл, нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, ну а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!
— Что именно вы замещали?
— Начали с искусственных газонов, это 2009 год. Арендовали помещение, поставили оборудование. Сначала производили материал из импортного сырья. Это дало дополнительный экономический эффект. Когда еще раз все посчитали, выяснилось, что основные расходы – это полиэтилен, нить. Решили производить ее здесь. Оказалось, что и это мы можем. Головной боли и затрат на основные фонды стало больше, зато новшество позволило тщательнее управлять процессом и четче отвечать запросам рынка – можем делать любую нить – по цвету, по составу, с любым сечением и т.д.
Самая большая проблема – управление качеством. В основе нити полиэтилен, но есть еще около 20 добавок. Достаточно одной спорной добавки и вся партия – брак, хотя внешне не отличить от качественной. Проявится этот брак примерно через полгода после укладки. И тут важно решить – мы отправляем заказчику такой газон или возвращаем некачественный газон в переработку. Мы выбираем второй путь.
— Но вы же вряд ли остановились на производстве искусственного газона!
— Какое-то время это был наш основной бизнес. Второй – резина. Для установки искусственного газона нужно много гранулята, резиновой крошки. Ее делают из автомобильных шин. На одно поле надо 120 тонн крошки. Переоборудовали в Вязьме предприятие, и вот уже 15 лет утилизируем автомобильные шины, получая на выходе качественную резиновую крошку. На базе этого завода устроили производство резино-каучуковых покрытий в рулонах и плитке, что открыло для нас, в том числе и сегмент беговых дорожек. Заказчикам поставляется отечественный материал с великолепным отношением качество/цена, строго соответствующий актуальным требованиям легкой атлетики, подтвержденный международным сертификатом.
НЕ ОЩУЩАЕМ КРИЗИСА
— Какой эффект имело это успешное импортозамещение?
— Все это вместе позволило доказать, что отечественный материал подходит для наших спортсменов и строительной индустрии. На базе этих технологий реализуются федеральные программы, что обрело дополнительную важность в настоящих обстоятельствах. Одно дело, когда государство финансирует поставки зарубежных брендов, с совсем другое сейчас – деньги остаются в стране.
Компания «Бамард» задолго до тренда на импортозамещение провела комплекс работ по выстраиванию в России собственных производств. Опираясь на успешный опыт отечественного производителя, стали изготавливать здесь продукты, которые используются в государственных программах, например в программе устройства «умных» спортивных площадок.
Плотно работаем с Минпромторгом, многому учимся у них, а они у нас. Наш успех базируется на экономической ситуации в стране, и мы заинтересованы в ее стабильности. Не ощущаем кризиса, заказов чуть больше, чем наши возможности, которые приходится непрерывно увеличивать. Одним из главных своих достоинств считаем способность быстро адаптироваться. Создаем технические решения, максимально адаптированные под наши условия – климатические, организационные, финансовые – все вместе взятое это и формирует тренды.