Компания XENOZONE в последние годы прибавляет в объемах, хотя ПЕРИОД 2020-2022 принято считать сложным для российского бизнеса. Как ей это удается, рассказывает коммерческий директор XENOZONE Дмитрий Орденарцев.
— Дмитрий, вы ведь давно на рынке?
— Компания основана в 1992 году учеными, выходцами из научных институтов г. Троицка (Новая Москва). Первым и основным направлением была разработка и внедрение новых технологий очистки воды – сейчас оно развилось в серийное производство ультрафиолетовых установок для обеззараживания воды и систем озонирования (системы интенсивного окисления). Позже к нему добавилось производство оборудования из нержавеющей стали для бассейнов. Закладные элементы, системы фильтрации, аттракционы и так далее.
— Каков ваш рынок сбыта и растет ли он?
— Наш рынок – это бассейны: от небольших частных до крупных общественных – олимпийских бассейнов спортивного назначения или аквапарков. И этот рынок последние
3 года динамично растет, у нас очередь из клиентов. Все больше общественных бассейнов, особенно в южных регионах – этому способствуют инвестиции в развитие туристической инфраструктуры. Также мы ощущаем рост в сегменте частных бассейнов – это связано увеличением объемов строительства загородной недвижимости. Причем оба этих тренда были простимулированы сначала пандемией, а теперь ситуацией этого года.
— Какова вообще сейчас ситуация в вашей отрасли? Наверняка в этом году многое изменилось.
— Импорта стало меньше, его тяжело, долго, а порой невозможно ввезти, он становится все дороже. Некоторые производители полностью ушли с российского рынка. В таких условиях люди боятся покупать импорт – вопросы технической поддержки, сервисного и гарантийного обслуживания, поставки запчастей выходят на передний план. Конечно, клиенты начинают искать альтернативы, поэтому мы как отечественные производители с каждым новым запретом на ввоз чувствуем себя все лучше. Последние три года, как это не парадоксально, стабильный рост, несмотря на пандемию и политическую обстановку.
— Где в вашей отрасли было много импорта?
— Да практически везде! В России было представлено огромное количество иностранных брендов, в основном европейских и американских. Почти по любому виду оборудования на рынке были иностранные производители, часто российские аналоги в принципе отсутствовали или имели неконкурентные позиции.
Такая ситуация была, например, в сегменте ультрафиолетовых установок с лампами среднего давления – систем российского производства не было, и мы первыми разработали и запустили линейку этих установок в 2020 году. Они стали особенно востребованы после выхода в 2021 году нового СанПина, который ужесточил требования к качеству воды в бассейнах. А в 2022 году с изменением политической ситуации и сложностями с ввозом импорта, мы сразу ощутили сумасшедший рост заказов на ультрафиолетовые установки с лампами среднего давления.
— Один из вызовов, с которыми вы наверняка столкнулись – проблема с поставками комплектующих. Как решаете вопрос?
— Мы производители полного цикла, но естественно сырье и материалы – нержавеющий металлопрокат, электронные компоненты, лампы покупаем. В основном это был импорт. Впервые ощутили проблемы во время пандемии, поэтому в планах на 2021 год поставили цель минимизировать эти риски и успешно с ней справились. Что-то покупаем в Китае, что-то производят российские партнеры, а что-то стали делать сами – даже запустили линию 3D-печати комплектующих из инженерных пластиков. Проблем нет.
— Насколько качественная ваша продукция, если сравнивать ее с привозимым ранее импортом?
— Мы на рынке с 1992 года – компания в этом году отметила юбилей 30 лет! Для российского бизнеса это серьезный возраст. Мы входим в тройку крупнейших производителей оборудования из нержавеющей стали для бассейнов. Наше имя знают на рынке, нас любят и уважают. К тому же несколько лет назад мы внедрили на предприятии систему менеджмента качества по стандартам ISO 9001-2015, которая позволяет нам заниматься самоанализом, находить у себя проблемы и быстро их решать. Одна из целей системы – удовлетворить требования клиентов и снизить количество рекламаций.
Как появилась система менеджмента качества? Сначала она нужна была для участия в тендере с одной из госкорпораций. И поначалу мы думали, что это ряд формальных процедур и бумаг, которые просто надо написать и утвердить приказом. Но в итоге руководство прониклось идеями стандартов ISO, оценило бонусы от их внедрения – и в итоге мы занялись этим всерьез, основательно и надолго. Наше предприятие прошло международную сертификацию, и теперь мы каждый год проходим инспекционный аудит, чтобы подтвердить, что система функционирует и улучшается. Это наше достижение, которым гордимся!
Одна из целей системы – вовлечь сотрудников в улучшения, чтобы каждый осознавал свою роль и вклад в создание качества. Поэтому мы прислушиваемся к мнению каждого, рассматриваем и поощряем инициативы. Для примера – недавно один из сотрудников придумал, как существенно упростить процесс изготовления теплообменников для обогрева воды в бассейнах, которые мы производим уже много лет. Посчитали, изменили конструкторскую документацию, внедрили на производство. Сотрудник получил денежное вознаграждение.
— Раз вы в последние годы стабильно растете, наверняка инвестируете в производство?
— Конечно. Мы первыми из конкурентов приобрели систему лазерного раскроя для резки металла. Раньше заказывали на стороне, объемы были небольшие и свой станок не требовался. Сейчас мы завершаем двухлетний инвестиционный цикл – модернизируем все производственные мощности, приобретаем новые станки с программным управлением. Основная цель – повысить производительность труда, компетентность персонала и естественно конкурентоспособность продукции.
— Получается, что и ассортимент растет?
— Да, я уже говорил об этом. Раньше из-за конкуренции с зарубежными производителями выводить продукцию на рынок было очень сложно. Последние события дали нам шанс зайти на рынок с новой продукцией. Ультрафиолетовые установки с лампами среднего давления, про которые уже говорил. Светодиодные прожекторы для подводного освещения – мы запустили производство весной этого года, а сейчас это уже один из лидеров продаж и становится все популярнее.