Конгресс «Беспилотные системы»

28 марта в Координационном центре Правительства Российской Федерации состоялось совещание организационного комитета конгресса «Беспилотные системы»,

От идеи к решению!

В столице Пермского края прошел форум «Россия — спортивная держава», в рамках которого было проведено шесть деловых мероприятий Международного

Северный Путь России

Эта статья Андрея Круковского должна была увидеть свет перед Петербургским Международным Экономическим форумом и даже войти в его повестку. Предполагалось, что она выйдет в научном журнале, который подчеркнёт ее весомость и значимость, а потом будет адаптирована для авторских колонок уже в общественно-политических изданиях. «Северный путь» Круковского – это не столько про общегосударственное значение Севера, особенности его функционирования, вызванные экстремальными природно-климатическими условиями, удаленностью от центральных районов страны, сырьевой направленностью, сколько про новый вектор развития всего русского народа, обретение новых смыслов и идентичности. Россия – это цивилизация Севера. Круковский как эксперт по развитию территорий со своим прогрессивным реформаторским мышлением всегда опирался на традиции, глубокое изучение истории, принципов преемственности, национальные особенности. Это давало возможность понимать и считывать социально-культурный QR код. Все перспективные инвестиционные проекты, которыми он буквально горел в последнее время, так или иначе включали в себя историко-культурную подоплеку той местности, где они должны были быть реализованы. Для написания этой статьи он совершил путешествие на Север, где вместо туристических аттракционов его привлекали долгие беседы с местными жителями. изложенные в этой статье идеи заслуживают внимания на самом высоком государственном уровне.

Возможно, так однажды и произойдет, когда Россия решит пойти своим особенным северным путем.

Визуально и культурно Россия имеет сходство с Западной цивилизацией, но психологически и социально мы близки к Востоку своей склонностью к общинности и приоритету общего над частным. И хотя в последние столетия после открытия окна в Европу эта идентичность была во многом размыта западными индивидуалистическими веяниями, влияние обоих этих полюсов остается равновеликим.

Пытаясь примкнуть к тому или иному лагерю в разные исторические периоды, мы всегда с недоумением сталкивались с побочными последствиями этого выбора. В 1960-1970 годах мы достигли максимального поворота на Восток и стали для всего мира воплощением Востока. Спустя буквально 20 лет, мы развернулись на 180 градусов и устремились на Запад, достигнув пика развития по западному пути к середине 2000 годов. Этот поворот сопровождался полной перестройкой базовых ценностей и разрушением нашего государства.

Сегодня пришло время сделать выводы и принять реальность такой, какая она есть. Стратегия цивилизационной мимикрии никогда не приведет к успеху, поскольку невозможно превзойти и, тем более, подчинить себе оригинал. Запад и Восток всегда будут смотреть на нас как на подражателей и отказывать нам в полноценной цивилизационной роли до тех пор, пока мы не займем свое собственное самодостаточное место на планете Земля. Очередной такой резкий отказ Запада, подчеркнутый молчаливым наблюдением Востока, мы и наблюдаем в эти грозные дни.

Сегодня Россия стоит перед выбором: повернуть на Восток или уйти в дебри национализма. И тот, и другой путь ведет к краху. Россия не является Востоком ни исторически, ни цивилизационно, ни в культурном плане. Нам будет трудно ужиться с китайцами/японцами/корейцами на одной территории. А учитывая многонациональность и размеры нашей страны, мы не сможем эффективно реализовывать концепцию русского мира. Национализм – это инструмент разрушения империй, который уже был использован нашими врагами в период распада СССР.

Остается единственный путь – мы должны осознать себя самодостаточным полюсом влияния и заявить всему миру о том, что Россия – это не эрзац Востока или Запада. Россия – это цивилизация Севера.

Мы выбираем свой собственный, северный путь развития и дальше будем действовать только с оглядкой на себя. Россия больше не будет ни сырьевым придатком Запада, ни военным ронином Востока. Это путь новых потрясающих возможностей. Вставая на него, мы заявляем свои права на всю Северную часть Земного шара во всем его многонациональном многообразии. На Северном полюсе на дне океана уже несколько лет находится российский флаг – это первый шаг к тому, чтобы со временем сделать весь Северный ледовитый океан нашим внутренним морем.

Мы исторически умеем жить и развиваться на сложной в географическом и климатическом плане территории, от которой добровольно отказалась остальная часть человечества. И в этом наша сила и наш задел на многие столетия вперед.

Да, это – непростой путь, поскольку мы выбрали самые малопригодные для жизни части Земного шара. Но во-первых, сегодня технологии позволяют обеспечить высокий уровень жизни даже в северных условиях. А во-вторых, только от нас зависит – до каких границ простирается Север.

Справедливо будет взять за основу 45 градусов Северной широты – середину расстояния от полюса до экватора. В эту зону попадает вся Россия, Казахстан, Монголия, часть Европы и вся Канада. При этом речь не идет о том, чтобы физически присоединять к России все эти страны. Так же, как Запад и Восток являются не одной страной, а конгломератом стран с единой культурной, религиозной и исторической идентичностью, так и эти страны подпадут под влияние цивилизации Севера. Россия будет центром и сердцем этой цивилизации так же, как США являются центром западной цивилизации, а Китай – восточной. Очевидно, что начнется борьба за зоны влияния, которые исторически относились к западной цивилизации, т.к. на них не было иных претендентов. Канада, Аляска и вся Северная Европа станут такой зоной. Этого конфликта не надо бояться, поскольку это будет битва не столько за территории, сколько за сердца и умы. К тому же, стратегически намного выгоднее играть на чужом поле, устанавливая свои правила игры, нежели топтаться на своем, судорожно выясняя, к кому нам лучше примкнуть: к Китаю или ЕС.

Удивительно, но история нас давно подталкивала к этому пути, а мы просто не слышали или не хотели слышать ее голоса. Древнегреческие легенды о далекой северной Гиперборее, где в холодных льдах живут люди несгибаемой воли. Легенды о Гардарике в средние века – северной стране городов. Достаточно просто вспомнить, что первый правитель Руси Рюрик тоже пришел с Севера. Новгород как одна из первых столиц Руси был расположен намного севернее Москвы. Что уж тут говорить о переносе столицы в Санкт-Петербург, на середину пути от Москвы до Полярного круга. Все российские правители исторически тяготели к Северу, хотя тяга эта часто была неосознанной, противоположной внешним проявлениям – понятному каждому человеку желанию жить в теплом зеленом климате, а не в тишине снежных пустынь. Покорение Сибири Ермаком, открытие Аляски, Полярные экспедиции Советских лет, Северный морской путь и Северный широтный ход – это все этапы исторического пути России на Север.

Смена ракурса открывает для нас и новые геополитические возможности – позволяет снять географические шоры в части использования преимуществ расположения России на Земном шаре. Исторически все транспортные пути лежали параллельно экватору: Великий шелковый путь, Транссибирская магистраль, мореплавание из Европы в Америку и позже из Азии в Америку через Панамский канал – это движение с Востока на Запад и обратно. При этом мало кто задумывается о том, что кратчайший путь из Пекина в США лежит не через Восток, а через Север – Чукотку, Берингов пролив и Аляску. Железная дорога Пекин – Анадырь – Аляска – Канада – США обеспечила бы в два раза более короткий путь доставки товаров из Восточного полушария в Западное. Наличие круглогодичного судоходства в Северном ледовитом океане, ускорило бы доставку товаров в разы на оба побережья Америки. А северные порты России – Мурманск, Архангельск и Дудинка – превратились бы в крупные транспортные хабы-миллионники.

При этом южная граница зоны влияния цивилизации Севера могла бы распространяться местами южнее 45 параллели, следуя географическим контурам морей и горных хребтов. Она может включать в себя весь Кавказ до границ Турции
(40 параллель), Черное и Каспийское моря (40 параллель), Курильские острова (40 параллель). Европа может войти в эту зону по двум сценариям: либо всей своей территорией к северу от Альп и Пиренеев, либо в менее амбициозном плане – до южного берега Северного моря, включая Скандинавию, Прибалтику и Гренландию с Исландией. Автоматически в зоне наших интересов оказались бы Британские острова и вся территория Канады вплоть до южной границы с США. Еще раз подчеркну, что речь идет не о военной, а о культурной экспансии с целью установления зоны влияния цивилизации Севера.

Люди, живущие на северных территориях, в первую очередь объединены сходными климатическими условиями внешней среды. Смена времен года, продолжительность дня и ночи, жара и холод непосредственно формируют их многолетний образ жизни, на основе которого и выстраивается их базовая идентичность. Жители Аляски и Чукотки намного ближе в культурном и психологическом плане друг другу, чем жители Аляски и Майями. Так почему же сейчас Аляска – часть Западного мира, а не Северного? Только по единственной причине: Северного мира пока еще не существует, и у жителей Аляски попросту нет альтернативы.

Безусловно, определяющим и связующим звеном идентичности людей, относящих себя к цивилизации Севера, является иной набор культурных парадигм и базовых ценностей, нежели у более южных, восточных и западных народов. Как только эти ценности будут артикулированы и кристаллизованы в массовом сознании, произойдет самоидентификация людей, относящих себя к цивилизации Севера. В противоположность людям Юга, более активным, подвижным, с развитыми торговыми и коммуникативными навыками, люди Севера более суровы, меньше улыбаются, но в то же время они и более выносливы, отважны, верны, правдивы, следуют кодексу чести. Сложные условия внешней среды воспитывают у людей Севера сострадание к ближнему, готовность подставить плечо и прийти на помощь. По этой причине в северной культуре духовное стоит выше материального и мимолетного, и в этом будет заключаться суть ее противостояния западной культуре потребления и гедонизма.

Такая парадигма идентичности выглядит довольно привлекательной для многих жителей Земли. Здесь достаточно вспомнить успехи медийных сериалов и саг, посвященных северной культуре, действие которых разворачивается в соответствующем антураже. Поэтому основным инструментом внедрения или, вернее сказать, пробуждения в людях базовых ценностей северной культуры могут стать фильмы и сериалы, посвященные северной тематике, развитие туризма на северных территориях, популярная массовая культура и мода. В Советское время одна только песня Колы Бельды «Увезу тебя я в тундру» породила романтическое любопытство и способствовала переезду на Север миллионов человек. Локации Игры Престолов, если бы они снимались за Северным Полярным кругом, могли бы сыграть в наше время аналогичную культурную роль. Северную эстетику воспевают и оскароносный фильм «Борьба со льдом».

Религия не будет являться основой для самоидентификации людей Севера, поскольку на этих территориях представлены все ее основные разновидности. В России проживают самые северные мусульмане в мире (Татарстан) и самые северные буддисты в мире (Бурятия). Однако сердце этих религий, их географические центры Мекка и Медина в случае ислама или Индия в случае буддизма – лежат очень далеко на Юге и относятся в большей степени к цивилизации Востока. Поэтому базовой религией Севера является православие, чей исторический и духовный центр после захвата Константинополя переместился в самый центр цивилизации Севера – Москву. Основной фигурой, вокруг которой будет концентрироваться православный северный дискурс, должна стать фигура апостола Андрея Первозванного, первого и единственного из апостолов, проповедовавшего на северных территориях и дошедшего в своих исканиях от южного берега Черного моря до Новгорода. Географически его путь и определяет ареал влияния православной религии. При этом, расположенный на южном побережье Константинополь (ныне Стамбул) на неопределенное время останется пограничным городом с равным воздействием православного и мусульманского эгрегоров (безусловно, приход цивилизации Севера усилит православное влияние на этой территории, которое сегодня минимально).

Терпимость православия в отношении других религий и верований будет способствовать сохранению традиционных северных религий. включая шаманизм и анимализм вдали от крупных центров северной цивилизации.

С учетом географического положения и размеров России, основным языком общения для всех народов Севера станет русский.

При этом родные языки, в том числе языки малых народов, а также английский язык, должны быть сохранены на правах официальных языков отдельных субъектов и стран.

Экономическое развитие цивилизации Севера логичным образом будет базироваться на добыче и производстве энергии всех видов. Целесообразно перейти от транспортировки полезных ископаемых к транспортировке энергии, сосредоточив все мощности по ее выработке в пределах северных территорий. Добыча полезных ископаемых и сырья будет осуществляться на самом Крайнем Севере. Далее, ближе к Югу в диапазоне между 60 и 50 параллелями, должен быть сформирован промышленный пояс, где сырье будет перерабатываться в товары машиностроения и народного потребления. Южнее промышленного пояса, к югу от 50 параллели, целесообразно разместить сельскохозяйственные производства и фермерские хозяйства. Климатические условия на этих территориях способствуют высокой урожайности и позволяют производить все виды продукции растениеводства и животноводства для обеспечения продовольственной безопасности народов Севера. Южнее 45 параллели – на приграничных территориях, в горах Кавказа, Алтая и Альп целесообразно разместить туристические курорты для развития различных видов отдыха и спорта. Удовлетворение потребности в пляжном летнем отдыхе будет реализовано за счет Черного и Каспийского морей, которые, по сути, станут внутренними морями. С одной стороны, подобное размещение создаст возможности для жителей Севера отдыхать на Юге, а с другой, – это позволит активно развивать международный туризм, привлекая гостей из более южных регионов планеты. Таким образом, туристический пояс станет зоной контакта и одновременно буферной зоной между цивилизациями Севера, Запада и Востока.

Транспортные связи с учетом изменения основного направления перемещения грузов в силу географической организации производств также изменятся. Новый экономический уклад создаст предпосылки для формирования транспортных коридоров «Север-Юг», которые в настоящее время отсутствуют. По мере их развития приоритетным направлением грузопотока из Восточного в Западное полушарие станет движение пассажиров и грузов через приполярные области Земли, что создаст условия для строительства новых трансконтинентальных транспортных коридоров, венцом которых станет сухопутный торговый путь из Китая в США по кратчайшему маршруту через Берингов пролив.

Исторические, географические, культурные, религиозные и экономические предпосылки России как цивилизации Севера были очевидны в течение многих столетий, однако лишь в критические моменты истории народы встают перед цивилизационным выбором. Сегодня только от нас зависит то, будет ли наша цивилизация поглощена более пассионарными представителями Востока или Запада, либо же мы, используя энергию наших противников, сделаем тот маневр, который от нас никто не ожидает.

Перед Россией открываются абсолютно новые возможности для геополитической деятельности в масштабе всей планеты. Принятие северной парадигмы неизбежно приведет к формированию нового независимого третьего полюса мира, глобальным образом трансформирует всю человеческую цивилизацию и создаст предпосылки для ее дальнейшего устойчивого развития. Ирония судьбы в том, что путь к спасению проложен в направлении, в котором никто никогда и не думал его искать. И сегодня Россия встает на этот путь. Вперед на Север!

Поделиться новостью:

VK
Telegram

Запрос обратного звонка

Забыли пароль? Восстановление пароля