SportBuild на форуме «Армия-2024»

Журналы SportBuild представлены на Х международном военно-техническом форуме «Армия-2024». Многочисленные посетители конгрессно-выставочного центра «Патриот» имели

Союз ГЛК и биатлона

В последние годы в российской спортивной индустрии наметился тренд к сближению горных и беговых лыж: ГЛК стали строить лыжные трассы и лыжно-биатлонные стадионы, а владельцы трасс планируют строить на своих участках горнолыжные склоны. Об этой любопытной тенденции и о многом другом нам сегодня рассказывает эксперт ООО «ГТЦентр».

Ski Industry: Олег, насколько сегодня Россия «укомплектована» лыжно-биатлонными комплексами и лыжными стадионами?

ОВ: Начнем с того, что многие трассы, построенные во времена СССР, сегодня уже нежизнеспособны. Но спортсмены вынуждены пользоваться остатками «былой роскоши» – это можно назвать именно так. При этом возникают проблемы и с теми проектами, которые пытаются реализовать либо уже закончили. Главная из них заключается во взаимодействии с местными властями – в ряде случаев планы по строительству лыжнобиатлонного стадиона не совпадают с планами чиновников и должностных лиц. Но самое важное, что подобного рода лыжные и биатлонные стадионы требуют не меньше средств, чем горнолыжный комплекс в плане амортизации и обслуживания. Как следствие, в данный момент в нашей стране мы имеем большое количество частных лыжно-биатлонных комплексов и лыжных стадионов. Например, компания «ГТЦентр» в прошлом году принимала участие в создании всесезонного комплекса «Лыжная база и лыжероллерная трасса им. В.П. Веденина». От создания проекта до реализации и открытия объекта прошло менее 6 месяцев. В этом году мы закончили и сдали большой проект по созданию лыжно-биатлонного стадиона «Тирвас» в г. Кировске Мурманской области. Заслуживает внимания и биатлонный комплекс «Пересвет» в Сергиево-Посадском районе Московской области. Успешно функционирует биатлонный комплекс «Алмаз» в Рязанской области. Отличный лыжный стадион построен в Одинцово им. Героя России Ларисы Лазутиной. Большинство перечисленных выше объектов находятся в Центральном регионе России. Они существуют исключительно за счет частных инвестиций и дополнительных дотаций, чего, к сожалению, практически лишены комплексы, расположенные в регионах.

SI: Чем отличается оборудование на горнолыжном курорте и лыжно-биатлонном комплексе?

ОВ: Есть много общего: и пушки, и ратраки используют все. Но при этом горнолыжный курорт и лыжнобиатлонный стадион – это две разные структуры со своей спецификой. Например, системы искусственного снегообразования (СИС) обычно подбираются с учетом климатических особенностей и потребностей конкретного стадиона. Основное отличие СИС на лыжном стадионе и на ГЛК заключается в том, что в большинстве случаев на стадионе необходим ранний снег – его укладывают на лыжероллерную трассу (асфальт), поэтому требуемое количество снега для тренировок и соревнований значительно меньше, чем на горнолыжном склоне. Многие лыжные и биатлонные стадионы имеют свой микроклимат в зависимости от локации. По этой причине при выборе оборудования системы искусственного снегообразования необходимо учитывать множество факторов, которые в дальнейшем повлияют и на количество снега, и на его качество, и на время оснежения. Владельцы ГЛК вблизи больших городов также тщательно относятся к выбору оборудования СИС, исходя из его особенностей. Курорты, расположенные в среднегорье и выше, испытывают значительно меньше проблем со снегообразованием по причине более разреженного воздуха и более низких температур. Неправильный выбор СИС ведет к неоправданному перерасходу ресурсов и эксплуатационных расходов. Еще одно отличие оборудования ГЛК и лыжно-биатлонных комплексов касается ратраков. Так, для прокладки беговых трасс обычно используют менее габаритные модели ратраков, тогда как в «горнолыжке» их больше используют для транспортировки пушек и проведения работ в труднодоступных местах, но никак не в качестве рабочей машины для подготовки склонов. Типичными представителями категории «малых» ратраков являются PistenBully 100 и Prinoth Husky, но на больших комплексах с соответствующей шириной трасс, конечно же, используют стандартные машины с дополнительным оборудованием. Для прокладки беговой лыжни и для подготовки стартовой площадки стадиона на эти машины ставят специальные насадки и резаки. Для массовых стартов необходима нарезка из 20-30 дорожек, проложенных параллельно друг другу.

SI: Насколько часто в России встречаются комбинированные объекты для горных лыж и биатлона?

ОВ: Несмотря на то, что горнолыжный комплекс и лыжный стадион – это два разных типа спортивных объектов, в них есть немало общего – и этого вполне достаточно для совместного функционирования. Главная идея заключается в том, что на ГЛК прокладывают трассы для беговых лыж с целью создания новой услуги для клиента. Также не следует забывать о пунктах проката и дополнительном обслуживании в Ski-Service. Технически это сделать несложно: берется ратрак и прокладывается трасса вокруг склона или в близлежащем лесу – там, где позволяет рельеф и местность. И этого вполне достаточно для любителей беговых лыж. Да и в целом, наличие обычных лыжных трасс – огромный плюс для отдыхающих, многие из которых не умеют или не хотят подниматься в горы. Если же мы хотим привлекать спортсменов к участию в соревнованиях, то попросту обязаны подходить к подготовке трасс максимально профессионально. Прокладывание и профилирование трасс ведется в летний период с учетом их протяженности, профиля спусков и подъемов. Более того, регламент по профилированию лыжных и биатлонных трасс также отличается.

SI: В какой категории трасс ситуация в стране более сложная: на любительском или на профессиональном уровне?

ОВ: Парадокс заключается в том, что на некоторых комплексах любители готовят для себя трассы на более высоком уровне, чем профессионалы на своих объектах – причем, имея на это специально выделенные бюджетные средства. Зачастую учебно-спортивные центры сталкиваются с дефицитом бюджета, когда не хватает финансирования на оснежение или закупку новой техники. В то же время частники на собственные деньги спокойно готовят трассы вполне приличного уровня. Как правило, подобного рода объекты имеют своего инвестора или головное предприятие. Они делают все для того, чтобы на объекте была необходимая техника, современная система оснежения и лыжероллерная трасса. Осуществляется регламентное обслуживание, по мере необходимости меняется оборудование, а в итоге – на объекте проводятся соревнования. Если объектом не интересуются инвесторы, а чиновники на региональном уровне попросту не могут развивать конкретный вид спорта и строить тот же лыжный стадион, то их невозможно заставить это сделать! Помимо государственных заказчиков есть большое количество проектов, реализуемых на средства частных инвесторов. Известно немало случаев, когда сами спортсмены на свои деньги строили для себя тренировочные базы. Изначально зарождается проект «для своих», а в итоге получается социально-значимый объект, который на льготных условиях получают в свое распоряжение региональные власти для детских спортивных школ и просто для всех желающих. Практика показывает, что успешные проекты чаще всего получаются там, где в качестве инвестора выступает спортсмен, которому небезразличен лыжный спорт.

SI: Насколько доступны биатлонные объекты для населения, в том числе детей?

ОВ: На каждом лыжном стадионе складывается своя ситуация. Например, в Мурманске в спорткомплексе «Долина уюта» занимаются учащиеся нескольких СДЮШОР и ДЮСШ по лыжным гонкам и биатлону. При этом, со слов тренерского состава, детей из спортивной школы возят на автобусе в Финляндию на двухнедельные сборы. Почему Финляндия? Потому что те деньги, которые за подготовку спортсменов просит местный учебно-спортивный центр, превышают финский бюджет. И в этом заключается серьезная проблема: с одной стороны, мы говорим о дефиците трасс, а с другой, собственники биатлонных объектов нередко «заламывают» ценник за тренировки.  Еще один пример: лыжный стадион «Тирвас» в Кировске Мурманской области. Этот объект стремительно развивается и уже получил сертификацию трасс от FIS. На стадионе постоянно ведутся работы по модернизации и улучшению условий для тренировок. Планируется создание полноценного лыжнобиатлонного комплекса с лыжероллерной трассой, системой раннего оснежения «SUFAG» и освещенными трассами. В первую очередь, развитие обосновано наплывом спортсменов в течение всего сезона и более длинным сезоном тренировок. И в этом случае руководители объекта заслуживают самых добрых слов – являясь спортсменами, они постоянно улучшают и развивают свой комплекс. И с каждым годом созданные условия позволяют принять все большее количество спортсменов и соревнований.

SI: Какой напрашивается итог, и что можно сказать в заключении столь содержательного разговора?

ОВ: Как итог можно сказать так: создание трасс для беговых лыж на территории ГЛК вполне актуально, а если комплекс находится в черте города – это даже обязательно в качестве дополнительной услуги. В случае нахождения горнолыжного комплекса на высоте среднегорья и выше мы можем столкнутся со сложностью рельефа. При создании трассы для беговых лыж лучше привязываться к коттеджной (жилой) зоне – тогда это будет актуально. Естественно, трассы должны быть комфортными, иметь освещение и грамотную снежную подготовку при помощи ратрака. Учитывая перепады температур и состояние трассы в течение дня, иногда не достаточно просто «закатать» трассу как склон на ГЛК. Горные лыжи предназначены для плотного ледяного покрытия, и лыжник чувствует себя комфортно за счет металлического канта. На беговых лыжах совсем другая техника катания, и лед лыжники не любят. По сравнению с горнолыжными трассами, беговые требуют более «тонкого» процесса подготовки. Строительство профессионального лыжного стадиона начинается с изысканий и профилирования трасс, подготовки и отсыпки под лыжероллерную трассу, укладки асфальта, создания инженерных систем и коммуникаций (система искусственного снегообразования, электроснабжение, хронометраж, освещение). Это не менее трудоемкий процесс, чем проект по созданию небольшого ГЛК. В течение последних двух лет в рамках программы столичного мэра в Москве идет процесс возобновления и реконструкции всех лыжных трасс в парках города. Любой желающий имеет возможность совершать лыжные прогулки, что делает лыжный спорт более доступным. Если же распространить подобную государственную программу на всю страну, то можно будет говорить о массовом развитии лыжного спорта. Но в большинстве регионов этим в большей степени заняты сами спортсмены – насколько хватает сил и возможностей.

Сергей Педько, Президент Федерации биатлона Мурманской области

Комментарий эксперта:

Лыжный сезон в Мурманске можно начинать уже в октябре – как правило, к этому моменту снег уже лежит, поскольку устанавливается стабильная минусовая температура. И если на большей части территории России руководители горнолыжных курортов и центров биатлона озабочены проблемой отсутствия снега, то Мурманск при желании вполне мог бы свой снег продавать всем желающим! Национальная сборная по биатлону тоже имеет возможность начинать подготовку к сезону на месяц раньше обычного именно в Мурманске. И здесь лежит натуральный снег хорошего качества до самого лета, что невозможно себе представить в большинстве регионов страны. Тем не менее, рекордно длинный снежный сезон нужно уметь использовать – и подтверждением тому является лыжная гонка, которая несколько лет назад проходила на лыжном стадионе «Тирвас» в Кировске Мурманской области в начале календарного лета — 3 июня. Причем, соревнования были успешно проведены на естественном снежном покрове! В отличие от горных лыж и сноуборда, для проведения соревнований по лыжным гонкам и биатлону даже температура воздуха на уровне +10°С не является препятствием

Поделиться новостью:

VK
Telegram

Запрос обратного звонка

Забыли пароль? Восстановление пароля